Участники заседания Экономического совета рассмотрели промежуточные итоги реализации "дорожных карт" - планов преобразований в разных сферах экономики, разработанных бизнесом совместно с властью. Проект "Национальная предпринимательская инициатива" работает два года, и уже есть чем гордиться, заявил, открывая заседание, Владимир Путин. "Особенностью стал отказ от привычной бюрократической логики", - считает президент. Среди главных улучшений - упрощение подключения к энергосетям (оно подешевело в 13 раз и сократилось по срокам на 116 дней), снижение вдвое сроков и стоимости регистрации прав на недвижимое имущество и т.п.
Но порой все хорошо только на бумаге. Глава государства отметил, что "дорожные карты" послужили своеобразным тестом на эффективность всех уровней власти. И не всем он готов поставить "зачет".
- Треть мероприятий по принятым "дорожным картам" в срок не исполнено, - заявил президент. - Целый ряд предложений бизнеса застрял в межведомственных согласованиях. Порой ведомства предлагают ограничиться чисто косметическими мерами.
По оценке Путина, "наибольшая проблема в строительстве". Так и не были сформированы прозрачные механизмы выделения земли под застройку, не утвержден перечень разрешительных документов на строительство. Именно в этой сфере, по сведениям президента, предложения бизнеса наиболее часто "изменяются до неузнаваемости".
- В результате по качеству административных процедур в сфере строительства мы все еще находимся в хвосте мирового рейтинга, - заявил Путин. - Но дело совсем не в рейтингах, а в том, что из-за отсутствия внятных решений мы недополучаем миллионы квадратных метров жилья, а бизнес по-прежнему месяцами и годами добивается разрешений на строительство новых предприятий, объектов.
Разве что чиновники на местах как-то вмешиваются в ситуацию, и дело идет на лад. За успехи в борьбе со строительными барьерами Путин похвалил правительства Москвы, Свердловской и Ростовской областей. Но надо, чтобы преграды, мешающие застройщикам работать, убирались повсеместно, потребовал президент. Принять наконец меры по сокращению административных процедур в строительной сфере он поручил до июля 2014 года.
Адресат этого поручения - министр строительства и ЖКХ Михаил Мень - в ответ предложил необычный способ поиска средств на инфраструктуру земельных участков, предназначенных под жилищную застройку. Надо ввести акциз на газированные напитки, удивил он собравшихся. "Здесь можно решить вопрос порядка 80-100 млрд рублей в год, - заявил он. - Что позволит оснастить инфраструктурой земельные участки на 10 млн дополнительных квадратных метров. Надо прорабатывать более детально у экономистов и финансистов". "Не надо!" - отрезал российский лидер. И пояснил: "Вы бизнес-вопросы не перекладывайте на плечи потребителей. Лучше подумайте, как уменьшить бюрократию и количество взяток при получении разрешения на строительство, а не над тем, как нагрузить граждан при потреблении кока-колы или других каких-либо шипучих, может быть, даже не очень полезных напитков".
Скептически были восприняты главой государства и заявления главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Он попросил об увеличении финансирования и штата службы из-за роста количества задач. "Нам сейчас передают функционал по уничтожению и реализации конфискованного и задержанного контрафактного имущества", - привел пример чиновник. "Чего его реализовывать? Его уничтожать надо, - удивился Путин. - Там как начинаете реализовывать, одно сплошное жульничество". "Это не наша была инициатива", - попробовал уйти из-под "огня" глава ФТС.
Отвечая на просьбу увеличить финансирование и штаты, президент посоветовал обратиться к премьер-министру, а от себя заметил: "Результаты должны быть достигнуты не только экстенсивным путем. Должны меняться качественно процедуры таможенного оформления грузов".
Идея главы РСПП Александра Шохина фиксировать тарифы естественных монополий на срок от 5 лет была отвергнута с порога. Путин отреагировал скептически: "Вы еще на десять скажите! Мы не знаем, как будет развиваться мировая и российская экономика". Вплоть до 2016 года включительно тарифы будут индексироваться не выше инфляции, заключил он.