Сделать Арское кладбище туристическим объектом городским властям предложил председатель Казанского городского общества историков-краеведов Анатолий Елдашев. И муниципалитет эту инициативу поддержал.
Живой интерес
Быть может, кому-то такая затея покажется странной, вроде бы кладбище не место для развлечений. Однако люди, которым доводилось прогуливаться по настоящему некрополю, наверняка согласятся, что "город мертвых" мрачных мыслей вовсе не навевает. Старинные склепы, причудливые надгробия, могилы известных личностей, напротив, вызывают живой интерес.
- Идея пришла давно, - рассказывает Анатолий Елдашев. - Этой темой я занимаюсь двенадцать лет. Арское кладбище - последний некрополь, который так хорошо сохранился. Оно могло бы стать чем-то наподобие Ваганьковского кладбища в Москве или Смоленского в Санкт-Петербурге. В моем списке около 500 значимых захоронений: ученых, иерархов, военных. Среди них Николай Лобачевский, академики Александр и Борис Арбузовы, авиаконструктор Владимир Петляков.
Арскому кладбищу краевед даже посвятил научный труд - "Казанский некрополь". За эту книгу автор получил Макариевскую премию - главную награду в области российской истории и истории Русской православной церкви. Но работа эта известна лишь узкому кругу специалистов. А горожане о некрополе, кроме того, что это "престижное" кладбище в центре Казани, мало что знают. Между тем ученый готов проводить экскурсии по кладбищу, были бы посетители.
Масонские знаки и секрет Володи Ульянова
Наиболее значимые захоронения, по словам Анатолия Елдашева, расположены рядом с храмом Ярославских чудотворцев (1796 год).
- Напротив входа в церковь похоронен Николай Федорович Катанов, знавший 114 языков, в том числе 10 мертвых, - рассказывает краевед. - Он был тюрколог, профессор Казанского Императорского университета и Духовной академии. Вел переписку с учеными по всему миру на 50 языках! А потом пришла советская власть. Такие люди ей были не нужны. И он зарабатывал на жизнь тем, что пилил, колол и продавал дрова, и огородик у него был.
Умер профессор 9 марта 1922 года, что называется, в безвестности. Кстати, по национальности Николай Катанов был хакас. В 1977 году Хакасия поднимала вопрос об эксгумации. Там он национальный герой, его имя носят университет и проспект, ему установлен памятник.
- Справа от входа могила Николая Ильминского, - продолжает воображаемую экскурсию историк. - Профессор, миссионер, проповедовавший православие среди нерусских народов империи. Он лично общался с Александром II и Александром III. Интересный факт: считается, что Володя Ульянов поступил в Казанский университет по протекции Федора Керенского - директора Ульяновской гимназии, отца Александра Керенского. Но это не так, помог ему Николай Ильминский. За сына попросила мать будущего революционера Мария Александровна в память о покойном муже, с которым профессор дружил. И какое-то время, месяц-полтора, Володя жил на квартире у Ильминского. Конечно, нельзя не упомянуть о могиле Николая Лобачевского - математика, ректора Казанского университета. Первое, что бросается в глаза, странные знаки на надгробии: шестиконечная звезда, циркуль, пчела, стрела. Это элементы его дворянского герба. Но еще и масонская символика. Лобачевский входил в Орден вольных каменщиков и особо этого не скрывал.
Как бы там ни было, но умер создатель неевклидовой геометрии в нищете, затравленный "коллегами". Более того, в наши дни ученого по ошибке "лишили" заслуженных наград. К 200-летию со дня рождения проводили реставрацию могилы и крест кавалера (он был кавалером орденов Святой Анны, Святого Святослава и Святого Владимира), установили его жене.
Могила сына Сталина
Пожалуй, самая известная на кладбище - могила Василия Джугашвили, сына Сталина. Последние два года своей жизни опальный генерал провел в Казани. Похоронили его на военной аллее в окружении героев Великой Отечественной войны. Сейчас могила пустая, в 2002 году останки были перезахоронены в Москве. Тем не менее, она по-прежнему ухожена. Здесь всегда лежат свежие цветы. Кто присматривает за ней, точно неизвестно. Раньше место захоронения навещали представители грузинской диаспоры. Кроме того, последняя "казанская" жена Василия Мария Джугашвили перед отъездом в Москву попросила ухаживать за могилой свою подругу. Но вряд ли она жива. Возможно, эти обязанности на себя взяла администрация кладбища. А быть может, цветы приносят "сталинисты".
Однако, по словам Анатолия Елдашева, это место не всегда пользовалось почетом.
- Когда я учился в университете, с 1967-го по 1972-й год, часто срезал путь и проходил через кладбище. За пять лет я от силы один-два раза видел на могиле фотографию. Ее все время сбивали. Много было людей, которые еще хорошо помнили, что такое сталинские лагеря. Так они выражали свои чувства.
Неизвестные герои
Похоже, в любую эпоху даже пустующая могила Василия Джугашвили будет пользоваться "популярностью". А вот Анатолию Елдашеву хотелось бы привлечь внимание совсем к другим захоронениям.
- Я предлагаю поставить на Арском кладбище знак героям Первой мировой войны, нашим землякам. Среди них Василий Панкратов, который в 1908-1911 годах первый в мире совершил в одиночку кругосветное путешествие на велосипеде. Потом освоил летное дело. В августе 1915 года Василий Петрович погиб во время воздушного боя под Двинском, в Прибалтике. Один самолет сбил, второй не смог. Могила его утрачена.
Рассказывать об Арском кладбище краевед может бесконечно. А чтобы все эти удивительные истории стали достоянием широкой публики, надо, в общем-то, немного. Выпустить рекламные проспекты, поставить указатели на кладбище, включить некрополь в туристический маршрут. Но прежде всего привести в порядок заброшенные разрушающиеся могилы и склепы.
- Здесь нам пример подают старообрядцы. Они очень хорошо ухаживают за своей частью кладбища, - говорит Анатолий Елдашев. - Мы ратуем за то, чтобы предприятия и организации следили за своими могилами. Мораль и нравственность человеческого общества в любую эпоху определяется отношением к детям, старикам и некрополям. Нам подчас кажется, что мы будем жить вечно. А жизнь, она быстротечна.
Город в городе
Возникновение Арского кладбища, как и многих других некрополей, связано с указом Екатерины II от 1772 года. В нем говорится, что хоронить следует на расстоянии 100 сажень от городского жилья. Дело в том, что до этого людей хоронили на территории города. Как правило, рядом с церквями, а то и внутри храмов. Такая была традиция. Отказаться от нее императрица решила после того, как эпидемия чумы в Москве выкосила несколько десятков тысяч человек. Мор даже вызвал народные волнения.
В Казани под новое кладбище выделили Арское поле. Трудно поверить, но тогда оно находилось не в центре, а за пределами города.
- Границы Казани в конце XVIII века проходили примерно по Варваринской церкви, - рассказывает Анатолий Елдашев. - Далее шли Сибирская застава, перекидной мост, глубокий овраг, который отчасти сохранился. И затем уже Арское поле. Первыми здесь были похоронены участники обороны Казани 1774 года от армии Пугачева. Погибло около 300 человек. Со временем кладбище разрасталось. Если быть точным, на территории некрополя располагается сразу десять кладбищ: русское, два еврейских, два старообрядческих, католическое, лютеранское, немецкое, польское, военное. Всего за 240 лет здесь похоронено не менее 250 тысяч человек. Целый город. Причем, если можно так выразиться, многоуровневый. Могилы идут в 3-4 слоя.
И так же, как со временем трансформируются города, меняет свой облик и некрополь.
- Достаточно взглянуть на фотографии столетней давности, чтобы понять, сколько утрачено. Было гораздо больше склепов, мавзолеев, балдахинов. К примеру, весной 1936 года Арское кладбище сильно пострадало. Я сейчас ищу документ об уничтожении могильных крестов, который, возможно, исходил от самого Сталина. А в 1979 году его вообще хотели закрыть решением Казгорсовета. Тогда как раз появилось Самосыровское кладбище. Считалось, что пройдет 20-25 лет и можно будет сравнять могилы с землей и расширить парк культуры и отдыха имени Горького. Но в связи с тем, что там захоронены несколько значимых людей, в частности Николай Лобачевский, планы не осуществились.