Эксперт: Механизм госгарантий пока не влияет на уровень ставки

Чем более ухудшается ситуация в экономике, тем больше внимания и общества, и органов власти фокусируется на малом и среднем бизнесе. Такая ситуация складывается и сейчас. Обострение вопросов занятости населения, проблем моногородов и социальной сферы - все это создает отличный фон и для дискуссий вокруг проблем бизнеса в целом, и малого в частности.

Сергей Крюков, председатель правления МСП Банка

В этой полемике активно участвуют чиновники, представители регулятора, банкиры, эксперты и общественные деятели. Одна из наиболее злободневных тем на сегодня вопрос государственной гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП).

В стране существует более 50 региональных гарантийных фондов, обладающих различными организационно-правовыми формами, методами работы и уровнями комиссионного вознаграждения. Государство уже выделило им довольно значительные ресурсы - более 37 млрд рублей. Но существует и ряд проблем. Так, есть вопросы к прозрачности работы фондов, критериям отбора субсидируемых ими субъектов МСП - ни для кого не секрет, что зачастую поддержку получают аффилированные с местными органами власти предприятия. Системы контроля, включающей выездные проверки работы фондов и анализ целевого использования предоставленных средств, так до сих пор и не создано.

Но мы идем "своим" путем - создается Агентство кредитных гарантий, ранее известное как Федеральный гарантийный фонд. Не лучше ли будет унифицировать деятельность уже действующих фондов, наладить учет выделяемых ресурсов и тем самым увеличить востребованность кредитов среди сегмента МСП? Если представить малый и средний бизнес в России в виде корабля, то сейчас он фактически сел на мель. И вместо того чтобы углубить русло реки, чиновники начинают рыть "отводные каналы" в стороны: создавать дополнительные структуры, требующие бюджетного финансирования.

При этом в стране успешно работает институт развития Внешэкономбанк, основная задача которого: реализация крупных инфраструктурных проектов и стимулирование реального сектора экономики. МСП Банк, который является его дочерней структурой, решает аналогичные задачи, но в более узком сегменте, предоставляя поддержку малому и среднему бизнесу.

МСП Банк - это оператор Внешэкономбанка по оказанию финансовой поддержки в сегменте МСП. При этом для конечного заемщика нет никакой разницы, передаются ли эти средства напрямую банкам и организациям инфраструктуры или же с нашей помощью. При этом речь идет не о десятках профинансированных проектов в сегменте МСП, а о взаимодействии с более чем 360 партнерами. Сложилась уже хорошо отработанная практика - каждый рубль, доведенный до бизнеса МСП Банком через наших партнеров, будучи возвратным, многократно поддерживает предпринимателей. Так, при выделенных из бюджета и из ФНБ 49 млрд рублей за весь период реализации Программы финансовой поддержки МСП было доведено до субъектов 337 млрд рублей, и эти средства продолжают работать.

Действующая схема финансирования проста - из ФНБ в 2009 году было предоставлено 30 млрд рублей Внешэкономбанку по ставке 6,25% годовых, а тот, в свою очередь, предоставил их нам с нулевой маржей. Общий процентный спред ВЭБа и МСП Банка сейчас чуть более 1% годовых, что покрывает только операционные издержки и позволяет поддерживать резервы на необходимом по нормативам уровне. МСП Банк не является никаким "лишним и промежуточным" звеном, на самом деле он единственный, кто организует этот процесс. Маржа как коммерческих, так и государственных банков в среднем сейчас 5 -10%. Она находится практически на том рубеже, за которым выдача кредитов перестает быть интересной для банков. Кто бы ни выдавал госсредства предпринимателям - ВЭБ напрямую, МСП Банк, крупные госбанки, - на ставки по кредитам это серьезно не повлияет.

В итоге мы выходим на объективную ставку в секторе кредитования малого и среднего бизнеса в рамках нашей программы - 12 - 13%, которая находится ниже рынка (15 - 18%). И тем самым остается единственный реальный резерв для снижения ставок - стоимость фондирования.

В дискуссии о возможности снижения ставки не надо забывать и о новых возможностях для малого и среднего бизнеса, которые дает начавший работать с августа этого года гарантийный механизм. Его главная задача - расширить круг предпринимателей, которые в принципе могут получить финансовую поддержку, которые сейчас в силу недостатка у них залогового обеспечения лишены кредитных перспектив.

Механизм госгарантий пока на уровень ставки, к сожалению, не влияет. Но мы находимся только в самом начале пути. Если это движение будет поступательным и имеющиеся сегодня нормативно-правовые ограничения будут сняты, это даст серьезный стимул для рынка.

С созданием Агентства кредитных гарантий, функции и схема работы которого пока еще только разрабатываются, в стране отдельно будут действовать две государственные гарантийные программы: региональные гарантийные фонды, работу которых предположительно будет курировать новое агентство, и программа Федеральной гарантийной поддержки субъектов среднего бизнеса, реализуемая МСП Банком. Сложно назвать такое решение идеальным.

Выход видится в синергии существующих программ господдержки. Например, если к нашей кредитной поддержке добавить субсидию из регионального фонда поддержки МСП, мы выходим на ставку для конечного заемщика существенно ниже рынка. А запущенный недавно гарантийный механизм среднему бизнесу может быть успешно усилен за счет региональных фондов, работу которых необходимо унифицировать, а разрозненные критерии отбора предприятий свести к единому стандарту.

Сейчас малому и среднему бизнесу должна оказываться всесторонняя поддержка на всех уровнях, и не стоит ожидать, что выделенные средства дадут быстрые результаты. Нужно уже сейчас думать о ростках МСБ, создавать ему условия для развития. Эти затраты в будущем обязательно обернутся увеличением доходов бюджета через налоговые поступления, новые рабочие места, добавленную стоимость.