Новости

10.12.2013 00:58
Рубрика: Власть

Рожденные Конституцией

За двадцать лет российского парламентаризма было принято почти пять тысяч законов
Вчера в Большом театре состоялось заседание Совета законодателей, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации.

Другого подходящего зала, который находился бы по соседству с верхней и нижней палатами российского парламента и мог вместить одновременно и сенаторов, и депутатов Госдумы разных созывов, а также их гостей, да к тому же соответствовал уровню праздника, в Москве не нашлось.

Но и парламентарии, и их гости были даже рады, что так получилось - когда еще в Большой попадешь? Тем более что участники мероприятия могли посмотреть и послушать артистов прославленного театра. Но концерт был позже. Сначала - встречи: на торжественное заседание пришли спикеры первых думских созывов Иван Рыбкин и Геннадий Селезнев, был и один из авторов Основного Закона страны Сергей Шахрай, и много авторов других законов, которые принимал российский парламент в течение последних двадцати лет.

Итог этой законотворческой работы и предстояло подвести в этот торжественный день. На заседании был представлен отчет о состоянии российского законодательства. Такой фундаментальный труд презентовали впервые. Но не для того, чтобы провести ревизию, а чтобы оценить, что сделано, выявить пробелы и двигаться вперед. Президент России Владимир Путин в своем обращении к участникам заседания, которое огласил глава кремлевской администрации Сергей Иванов, назвал инициативу парламентариев исследовать нормативную базу очень важной. Он призвал их, используя этот анализ, опыт правоприменительной практики, идти вперед, повышая конкурентоспособность национальной юрисдикции, творчески совершенствуя качественно и количественно отечественное законодательство в соответствии с духом и буквой Конституции. "Опираясь на Основной Закон, на заложенные в нем объединительные идеи, - напомнил депутатам президент, - мы уверенно прошли непростые испытания целостности и справились с острейшими вызовами времени, сформировали правовые, общественные, политические институты". И дальнейшее раскрытие громадного потенциала Конституции, по мнению главы государства, прямо зависит от правотворческой деятельности на всех уровнях.

О связи Конституции и парламента, которые не могут существовать друг без друга, говорил на заседании и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. "В социально-политическом "организме" законы в совокупности с Конституцией - разум государства, самая наиважнейшая, но вместе с тем слабая часть, так как мозг уязвим. Но для его защиты служат другие части организма, которые передают нервные импульсы, которые дают жизнь организму. Тут найдется место и для суда, и в том числе Конституционного суда", - пояснил свою мысль Зорькин, заметив, что у России есть небольшой период для того, чтобы реализовать принципы верховенства закона. "Без этого мы не можем надеяться на светлое будущее государства", - подчеркнул председатель Конституционного суда РФ. Зорькин уверен в том, что Россия должна и имеет шансы "быть социальным и правовым государством".

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко убеждена, что "ценности, сформулированные и отраженные в Конституции РФ, являются основными составляющими национальной идеи, поисками и спорами о которой озабочены многие неординарные умы современной России". По словам спикера верхней палаты, уже преамбула Основного Закона страны содержит четко и кратко изложенную фундаментальную "систему морально-нравственных ценностей нашего многонационального народа". "Это - общая историческая судьба и государственное единство, свобода человека и гражданский мир, уважение к деяниям предков и любовь к Отечеству, вера в справедливость и стремление к процветанию России", - подчеркнула Матвиенко и добавила, что Конституция "ставит перед обществом и государством простую и ясную цель - обеспечить, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, благополучие и процветание России", и стремление к этой цели, как полагает председатель Совета Федерации, "вполне может быть названо нашим общенациональным приоритетом на весь ХХI век и даже гораздо далее". "Есть вечные ценности, - отметила Матвиенко, - и именно на них должна строиться перспектива нашего исторического пути".

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин, представляя отчет о состоянии российского законодательства, заявил, что "историческую дистанцию от Советов до полноценного парламента мы прошли за рекордно короткий срок". И "именно Конституция как легитимный документ внесла стабильность в общественные отношения и сама служит образцом стабильности". Спикер Госдумы напомнил, что были "точечные изменения", но, несмотря на них, текст Основного Закона остается стабильным на протяжении вот уже двух десятилетий.

А за это двадцатилетие, согласно отчету, субъектами права законодательной инициативы на рассмотрение Государственной Думы было внесено около 21 тысячи законопроектов.

Порядка 4,9 тысячи проектов законов прошли рассмотрение Госдумой, одобрены Советом Федерации, подписаны президентом, опубликованы и вступили в законную силу. Наибольшее количество законопроектов было внесено в период работы Госдумы IV созыва (4792), из них доля принятых и опубликованных составила 23,4% (что на 7,9% больше, чем в III созыве, и на 12,6% меньше, чем в V созыве).

Сравнивая работу уже шести созывов Госдумы, Сергей Нарышкин отметил, что для девяностых годов прошлого века была характерна беспрецедентная активность и политического процесса, и правотворчества. Решения принимались на фоне не только политических, экономических, но и серьёзных сепаратистских угроз. Начало нового века открыло второй этап развития современного российского права. Как раз в этот период произошла важная смена акцентов в законотворчестве: от создания принципиально новых актов - к последовательному совершенствованию уже принятых. И, конечно, много сил и внимания было отдано восстановлению и укреплению единого правового пространства страны. Основной чертой нынешнего, третьего этапа, по словам спикера, станет "серьёзное совершенствование законодательного процесса и накопленного массива законодательных актов".

В отчете были отмечены и проблемы, которых парламенту в эти годы не удалось избежать. Одна из них - это так называемое "скоростное законотворчество", когда законопроекты "проскакивают" парламент в ускоренном порядке, без экспертиз, широкого общественного обсуждения, консультаций с субъектами Федерации, должного обсуждения в самом депутатском корпусе. "Из года в год порядка значительное число законопроектов поступает в Государственную Думу во "внеплановом" порядке как неотложные и срочные", - отмечается в отчете. А результатом "скоростного решения тактических задач являются "сырые", плохо проработанные законодательные решения, которые запутывают законодательство, деформируют правовую систему, снижают уровень уважения к законам и тем, кто их принимает". Нуждается в дальнейшем усилении, по мнению авторов отчета, "интеллектуальная составляющая" законодательного процесса. Законодательная инициатива, как и положено в парламенте, должна проходить всестороннюю проверку и экспертизу. Отчет ориентирует на то, что необходимо принять комплекс мер, которые повысили бы роль профессиональных экспертиз, противостоящих "скоростному" законотворчеству, проталкиванию "сырых" законодательных инициатив. Заслуживает серьезного осмысления, как полагают парламентарии, опыт принятия поправок к законодательным актам в "пакетном" режиме.