Сенат США не будет вводить новые санкции против Ирана

Сенат США воздержится от введения новых санкций в отношении Ирана на период действия достигнутых в конце октября в Женеве договоренностей Тегерана с "шестеркой" по частичному замораживанию ядерной программы исламской республики. Об этом во вторник заявил Тим Джонсон - глава банковского комитета сената США, отвечающего за финансово-экономические санкции против иностранных государств.

Решение главы банковского комитета стало маленькой победой для администрации президента США Барака Обамы, который на протяжении тяжелых переговоров с Тегераном неоднократно призывал конгрессменов придержать решения о новых санкциях, что могло бы сорвать переговоры и свести на нет многосторонние дипломатические усилия.

Однако сделать на основании заявления Джонсона вывод о том, что Белому дому удалось переубедить конгресс, было бы явно преждевременным. Во вторник госсекретарь США Джон Керри на протяжении трех часов безуспешно пытался заверить членов комитета по международным делам палаты представителей в выгодности достигнутого с Тегераном соглашения.

"Существующие санкции оказывают достаточное давление на Иран, а их послабление в рамках женевских договоренностей составит не более 7 миллиардов долларов", - пояснил Керри, добавив, что если Иран не будет выполнять свои обязательства, то "мы первыми придем в конгресс и призовем вас ввести новые санкции". "Соглашение полностью просчитано, мы осознаем все риски и считаем, что оно положительно скажется на безопасности в ближневосточном регионе", - продолжил он. По словам Керри, США руководствуются модифицированным принципом "доверяй, но проверяй", который в случае Ирана звучит как "пробуй, но проверяй". Т.е. необходимо пытаться урегулировать ситуацию путем диалога, но на веру обещания Тегерана не принимать.

По итогам слушаний глава международного комитета палаты представителей Эд Ройс заявил, что Керри "не удалось снять серьезные озабоченности конгрессменов и они будут работать над новым пакетом отсроченных санкций, которые можно будет немедленно принять в случае если через отведенные полгода "шестерке" и Ирану не удастся выработать более полное соглашение".

Сомнений у конгрессменов масса. Часть из них полагает, что обязательства Ирана не лишают его возможности двигаться по пути укрепления ядерного потенциала. Другие указывают на то, что соглашение никоим образом не затрагивает наработки ИРИ в области баллистических ракет. После того, как соглашение с Ираном было достигнуто, значительная часть политической элиты в США подвергла его резкой критике, полагая, обещанное ослабление санкционного давления в обмен на приостановку ядерной программы посылает неверный сигнал Тегерану. Сильно здесь и влияние израильского лобби, которое уверено в том, что режим аятолл лишь пытается выиграть время, а на деле по-прежнему намерен тайно вести разработку ядерного оружия.