"Илья Муромец" и другие лучшие отечественные самолеты

17 декабря 1903 года поднялся в воздух первый в истории самолет - "Флайер-1" - изобретение братьев Уилбура и Орвилла Райт (США). Полет продлился всего 12 секунд. За это время машине под управлением Орвилла Райта удалось преодолеть 37 метров. "РГ" вспоминает пять самых известных отечественных самолетов.
 
"Илья Муромец"

Деревянный биплан С-22, более известный как "Илья Муромец" был создан на заре воздухоплавания - в 1913 году. Разрабатывали его под руководством легендарного конструктора Игоря Сикорского. Длина "богатыря" составляла 19 метров, а размах верхнего крыла - 30,9 метров. Впрочем, его преимущества не сводились лишь к внушительным габаритам.
Он  стал первым в мире пассажирским самолётом. Помимо комфортабельного салона, здесь имелись спальные комнаты и ванная с туалетом.

К началу Первой мировой войны появляется боевая модификация "Ильи Муромца". Машина хорошо проявила себя как в дальней разведке, так в бомбардировке. Даже при полной загрузке, она могла находиться в воздухе до 5 часов. Отличался самолет и точным по тем временам прицелом. В цель попадало от 60 до 90  процентов бомб. Был способен "Муромец" совершать и ночные вылеты.

Вообще, он полностью оправдал свое богатырское название. За 1913-1918 годы на нем было установлено несколько мировых рекордов. В том числе по грузоподъемности - 1100 килограмм, и высоте полета - 5200 метров.

ТБ-1

ТБ-1 (АНТ-4) - первый в мире тяжёлый двухмоторный бомбардировщик-моноплан, выполненный из металла. Детище авиаконструктора Андрея Туполева увидело свет в 1925 году. Символично, что разрабатывалась модель ровно девять месяцев. По сути, ТБ-1 стал прадедушкой отечественной стратегической авиации. После выпуска самолет неоднократно дорабатывался и на вооружение поступил только в 1930 году. Однако он не "опоздал". В мире на тот момент в основном производили громоздкие бипланы деревянной или смешанной конструкции. И даже германский ЮГ-1 ("юнкерс") серьезно уступал нашему бомбардировщику. ТБ-1 превосходил его и в скорости и в меткости. Вооружен туполевский самолет был до зубов: три пулеметные турели "Льюис", кассетный бомбодержатель, бомбосбрасыватель. Бомбовая нагрузка состояла из 730 кг бомб. Имел преимущество ТБ-1 и в обзоре.

Вот только всерьез повоевать самолету не пришлось. Если не считать боевых действий против басмачей в Туркменистане. Он периодически устраивал им мелкие бомбардировки.
Зато ТБ-1 поучаствовал в спасении челюскинцев. Летчик Анатолий Ляпидевский вывез на нем партию полярников.

Ил-2

"Летающий танк" - такое имя получил Ил-2 (БШ-2) за огневую мощь и броню. Это один из самых легендарных самолетов времен Великой отечественной войны. О востребованности штурмовика свидетельствует телеграмма, отправленная в 1941 году из ставки Верховного Главнокомандующего директору самолетостроительного завода: "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб". Не даром он считается самым массовым боевым самолетом за всю историю. За годы войны было выпущено более 36 тысяч штук. На врага Ил-2 наводил ужас. Какие-то только прозвища не давали ему германские солдаты: "мясник", "мясорубка", "черная смерть", "чума".

Главное преимущество Ил-2 заключалось в броне, которая заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Под защитой находились кабина пилота, радиаторы. Что касается вооружения, то штурмовик был оснащен двумя 23-миллимитровыми пушками ВЯ-23, парой пулеметов ШКАС (7,62 мм), оборонительным пулемётом УБТ в задней кабине. Мог он нести на борту и бомбы до 600 килограмм. Еще одно преимущество Ил-2 - способность вести боевые действия с малой высоты  (400-1000 м).

Впрочем, были у самолета и существенные недостатки. Во-первых, плохая маневренность, за что те же немцы называли его "цементным бомбардировщиком". Во-вторых, у самолета некоторое время отсутствовало оборонительное оружие. Это приводило к большим потерям.

МиГ-21

Советский многоцелевой истребитель МиГ-21 является самым распространенным сверхзвуковым самолетом в мире. Своеобразная визитная карточка модели - треугольное крыло. Он выпускался серийно с 1959 по 1985 годы не только в СССР, но и в Чехословакии, Индии и Китае. Из-за гигантских масштабов производства себестоимость самолета была крайне низкая. Парадокс, но он стоил дешевле, чем БМП-1.

Впрочем, такая цена вовсе не означала, что у МиГ-21 скромные технические характеристики. Это был очень легкий, маневренный истребитель с мощным современным вооружением. Помимо двух пушек калибра 30 миллиметров, он мог нести  управляемые ракеты класса "воздух-воздух". Самолет заработал себе отличную репутацию в многочисленных боевых конфликтах.  Например, во Вьетнамской войне, Миг-21 показал свое превосходство над американским F-4 "Фантом" II. Истребитель легко "обманывал" ракеты  "AIM-9 Sidewinder" и "AIM-7 Sparrow".

За разработку самолета МиГ-21 группе ведущих специалистов во главе с Артемом Микояном была присуждена Ленинская премия.

Ту-144

Этот красавец с характерным загнутым "клювом", пожалуй, один из самых узнаваемых советских самолетов. Свой первый полет он совершил в 1968 году. Уже полгода спустя Ту-144 преодолевает звуковой барьер и становится первым в мире сверхзвуковым пассажирским авиалайнером.

Но самолет мог похвастаться не только скоростью. Так на время полета у него убиралось переднее горизонтальное оперение. Это позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР. Для примера "Конкорду", взлетно-посадочная скорость которого была выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку.

Казалось, Ту-144 ожидает большое и безоблачное будущее, но, увы, оно было омрачено. В 1973 году произошла катастрофа во время показательного полета на выставке в Ле-Бурже. А в 1978 году в Подмосковье  разбился опытный образец Ту-144Д. Это послужило поводом для прекращения коммерческой эксплуатации самолета.

Между тем, с 1995 по 1999 годы  значительно модифицированный Ту-144Д, сменивший название на Ту-144ЛЛ ("Летающая лаборатория") использовался американским космическим агентством НАСА для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов.