Сейчас, по ее словам, на территории России находится 342 моногорода, в которых проживает более 15 миллионов человек. Они разделены на три категории. Примерно в 100 моногородах ситуация сейчас спокойная. Еще в 150 - более-менее стабильная, но может ухудшиться в любой момент. В оставшихся ситуация либо плохая, либо можно ожидать ее ухудшения.
- Но даже в тех городах, по которым прогнозы пока нормальные, ситуация может измениться, - говорит она. - Если там находится одно крупное предприятие, то как только его начинает лихорадить, плохо становится всему городу.
Чтобы это предупредить, государство предусматривает ряд мер. Например, в будущем году только на развитие инженерной инфраструктуры моногородов - объектов тепло- и водоснабжения, канализации планируется выделить около 30 миллиардов рублей. И моногородам нужно использовать эту возможность.
Поддержка будет оказываться тем, кто разработает необходимую проектно-сметную документацию. А чтобы деньги на ее разработку были потрачены не впустую, необходимо, чтобы планируемая к модернизации инфраструктура была связана с теми бизнес-проектами, которые будут реализовываться на данной территории. При этом, как считает Ирина Макиева, каких-то "мега-проектов" ожидать не стоит.
- Времена "АвтоВАЗа" и "Русала" прошли, - говорит она, - поэтому нужно находить средний бизнес. И не "варягов", а местных предпринимателей.
Также необходимо точно проанализировать все плюсы и минусы территории. Что там есть - лес, полезные ископаемые. Кто остался - молодежь или пенсионеры? Какая у них специальность, квалификация? Поскольку сейчас многие инвесторы готовы прийти на территорию "за людьми". Особенно те, кто не связан с добычей полезных ископаемых. А кому-то необходимо "свободное" электричество или наличие железной дороги.
Но инвесторы сейчас не придут и в голое поле. Как показал анализ, в стране есть около 400 площадок, которые ждут инвесторов, но только четверть может их принять. И находятся они в очень разном состоянии. На одних территориях есть высвобожденные цеха, оборудованные по классу "люкс", которые уже завтра готовы принять резидентов, а на других - полуразрушенные помещения.
"Люксовые" площадки пользуются спросом и у зарубежных инвесторов. Ирина Макиева привела в пример Ярославскую область, гда на площадку моторного завода пришли иностранные резиденты. В Нижегородской области, по ее словам, великолепно работает промпарк "Заволжье". Идут иностранные инвесторы только туда, где площадка более-менее подходит под стандарты Европы.
Нужно учитывать и такой немаловажный фактор, что россияне крайне неохотно, даже в случае остановки градообразующего предприятия, уезжают в поисках работы на новое место. В этом смысле характерен пример Тольятти. Там, когда резко ухудшалась ситуация, людям предлагали переехать в Ленинградскую область на аналогичное производство. Уехало чуть больше 10 человек. Сейчас "Русал" сокращает свое производство в пяти городах. Но из сотен сокращаемых людей лишь единицы уезжают на новое место жительства. Хотя там дают работу и помогают с жильем. А абсолютное большинство проблемы с работой предпочитает переждать.
В то же время власти не всегда успевают за ситуацией. Будучи накануне в поездке по моногородам Кировской области, Ирина Макиева раскритиковала ситуацию со строительством промышленного парка в Вятских Полянах. Она отметила недостаточную работу руководителей города, района, а также корпорации развития Кировской области по привлечению новых резидентов. По ее словам, эта ситуация складывается, в том числе, из-за затягивания сроков строительства корпусов промпарка, а также недостаточной информированности потенциальных инвесторов об условиях размещения проектов.
- Необходимо работать таким образом, - заявила Макиева, - чтобы к моменту запуска промпарка вы могли выбирать инвесторов и более выгодные и эффективные проекты.