18.12.2013 19:06
    Поделиться

    На Ямале построят портовый нефтяной терминал

    Для доставки российской нефти в Европу на Ямале построят мощный портовый терминал
    На Новопортовском - самом крупном нефтегазоконденсатном месторождении полуострова Ямал - начинается полномасштабное бурение. Первая товарная нефть здесь получена в августе 2012-го, через 7-9 лет ее добычу доведут до 8,5 миллиона тонн в год. Столько, для сравнения, сегодня извлекают из недр юга Тюменской области. Более примечателен другой факт: впервые с западносибирского месторождения всю добытую нефть будут закачивать в танкеры и отправлять через промежуточную перевалочную базу в Мурманске прямиком в Европу.

    Запасы Новопортовского оценены в 230 миллионов тонн нефти и 270 миллиардов кубометров газа. Роскошные залежи, говорят геологи. За месторождение долго не брались из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Сейчас сырье доставляют потребителям, отечественным нефтеперерабатывающим заводам, временным путем, долгим и затратным: от скважин перевозят автоцистернами по зимнику до станции Паюта, на железнодорожную ветку Газпрома. А что еще делать, если до ближайшей магистральной трубы - многие сотни километров?

    А вот до мыса Каменного на берегу Обской губы, оптимального места для причала, - всего 100 километров. На мысе к концу 2015 года введут в строй мощный портовый терминал для приема сырья и его закачки в судовые танки.

    Однако с октября по июнь морской залив стянут льдом. Транспортировать же нефть намереваются круглогодично. Вторая проблема - мелководье. "Проходимость нормальная", - доказала дочерняя компания газового концерна, эксплуатирующая месторождение, весной позапрошлого года, когда атомный ледокол "Вайгач" без помех преодолел 400 километров, разделяющих строящийся на северо-востоке полуострова морской порт Сабетта и находящийся ближе к материку мыс Каменный.

    Справедливости ради заметим, что этот путь для переброски нефти в Европу опробован давно. "Дочка" другой добывающей компании в середине прошлого десятилетия стала практиковать отправку речных танкеров в район мыса, где танкер-накопитель перекачивал сырье в емкости морских судов. Правда, использовался исключительно период летней навигации. Так, в 2006 году за четыре месяца в сторону Мурманска отправили около 450 тысяч тонн экспортной нефти.

    Между тем в ближайшем будущем Обскую губу промысловые предприятия станут эксплуатировать непосредственно, буря скважины в акватории. Скажем, в относительной близости к мысу Каменному расположены два крупных месторождения - Каменномысское-море и Северо-Каменномысское. С каждого ежегодный максимальный отбор газа превысит 15 миллиардов кубометров. Через полтора десятилетия в акваториях Обской и Тазовской губ, согласно расчетам экспертов Газпрома, объем добычи может составить от 50 до 100 миллиардов кубов.

    Одно из "мысовских" месторождений планировалось ввести в промышленную разработку в 2018 году. Судя по последней корпоративной информации, старт перенесен на 2023-й. Отсрочка связана с падением спроса на топливо на мировом рынке. Это не слишком хорошо для экономики. Зато чем меньше промышленная экспансия, тем больше шансов сохранить экологию морских заливов, где сосредоточена большая часть ценных рыбных ресурсов Ямала. Заливы, напоминают сибирские ученые, и без того достаточно грязны. В Обь, к примеру, попадает ежегодно около 100 тысяч тонн нефтепродуктов. На дне Обской губы осевшая нефть местами составляет 10 процентов донных осадков.

    - Каждое пятилетие технологии добычи нефти и ликвидации аварийных разливов существенно совершенствуются. На мой взгляд, из-за соображений безопасности спешить с добычей углеводородов на шельфах Карского моря не следует. Да и нет в этом, что называется, суровой необходимости. Пока запасов нефти и газа достаточно в материковой части арктического региона, - полагает кандидат технических наук, биолог Андрей Рязанцев.

    Поделиться