17.12.2013 23:28
    Поделиться

    Родителей школьников волнуют новые экзамены и национальный вопрос

    Родителей школьников волнуют новые экзамены, объединение и национальный вопрос
    Необычная встреча недавно прошла в редакции "Российской газеты". Директора московских школ встретились с редколлегией "Российской газеты" и журналистами издания. Сам проект "В гостях у главного редактора" был задуман департаментом образования, чтобы руководители учебных заведений и СМИ смогли услышать друг друга, понять, чего ждет общество от образования. Принимал гостей главный редактор "Российской газеты" Владислав Фронин.

    Юрий Мироненко, директор технологического колледжа №14. Фото:Сергей Михеев

    - Нам хочется, чтобы наш московский директор хорошо понимал, чувствовал жизнь общества. Разнообразную - экономическую, культурную. И мы подумали: а кто лучше всего концентрирует в себе срез позиций общества? И решили, что это журналисты серьезной газеты. Потому что волею судеб они получают информацию из самых разнообразных источников. Мы хотим, чтобы в лице главного редактора "Российской газеты" и журналистов издания мы увидели, услышали, почувствовали некую позицию, ваши мнения, чем школа может помочь обществу, - сказал в начале встречи руководитель департамента образования Исаак Калина.

    Разговор получился долгим и обстоятельным, а кроме того, к этой встрече "Российская газета" собрала немало вопросов от своих читателей. Один из проверенных способов узнать, чем живет общество, обратиться к нему самому. Столичных жителей, что не удивительно, больше всего волнуют последние нововведения в системе образования.

    Про выпускное сочинение и объединение

    Господа директора, знаете, какой вопрос чаще всего задают наши читатели?

    Марина Варганян: Про объединение школ конечно!

    А вот и нет. Будут ли в этом году выпускники школ писать сочинение на экзаменах.

    Исаак Калина: Могу сказать абсолютно точно, что в 2014 году выпускники сочинения писать не будут. Хотя я не понимаю, почему все так боятся этого сочинения. Для большинства наших школьников написать его не составит никакого труда. Так построен процесс образования, что сочинения школьники пишут постоянно. Весной 2014-го в качестве промежуточной аттестационной работы сочинения будут писать десятиклассники московских школ. Мы выступили с такой инициативой.


    Исаак Калина, руководитель департамента образования г. Москвы. Фото:Сергей Михеев

    Объединения - второй вопрос, который волнует читателей "РГ". Они спрашивают, что дает школам объединение с детскими садами, ведь это два совершенно разных направления, и не отвлекает ли это школы от основной деятельности?

    Ольга Ярославская: Мне в жизни посчастливилось, я была заведующей детсадом. Меня не надо убеждать, что детские сады в школе - это нормально. По-хорошему надо детские сады рассматривать как презентационную площадку для школы, как начало большого образовательного процесса. Мы с самого раннего детства узнаем нашего ученика, он привыкает к нам. Родители ребенка втягиваются с нами в процесс обучения и воспитания. Конечно, не все так просто и не все к этому готовы. Например, когда начинаешь оценивать профессионализм педагога, то уровень воспитателей детских садов не всегда дотягивает до нужного. Мы работаем и над этим. Над личностным ростом каждого. Чтобы, в конце концов, быть просто уверенным, что у нас создана команда профессионалов, делающих общее дело, что каждый наш педагог и воспитатель любит детей. Нам надо быть конкурентоспособными. Нам надо, чтобы к нам родители вели своих детей, чтобы наши педагоги были настоящими специалистами, а дети, начиная с детского сада, чувствовали себя у нас комфортно.

    Про тестирование на наркотики

    В силу вступил новый закон о тестировании на наркотики. Вы готовы к этому? Какие могут быть сложности и как это вообще будет происходить?

    Николай Кучер: Здесь все надо делать, что называется, на мягких лапках. Нельзя ребенку, который никогда не имел отношения к наркотикам, сказать: ну-ка иди-ка, тест проходить будешь!


    Анна Вахнеева, директор гимназии №1517. Фото:Сергей Михеев

    Откуда мы знаем, имел он отношение к наркотикам или нет?

    Николай Кучер: Я говорю, что если ребенок точно знает, что он к этому не имел отношения.

    Сергей Видякин: Почему такой резонанс, я не пойму. Что в этом ненормального? Почему бы и не пройти, я готов сам протестироваться.

    Николай Кучер: Мне кажется, что это такая тема, которой касаться очень опасно. Когда-то у меня уже был большой спор по этому поводу. Тогда нам навязывали книжки "Дневник наркоманки", чтобы мы раздавали ее детям. И я убеждал всех, что если мы эту книжку раздадим, то определенный процент детей заинтересуется наркотиками. И мы бы получили определенное количество наркоманов. Работать надо избирательно. Если мы сейчас приходим в школу и говорим всем поголовно про наркотики, то должны знать, что 5-й, 6-й, 7-й и 8-й классы, к счастью, вообще представления не имеют об этом. Поэтому провоцировать интерес опасно.

    И еще ответьте на простой вопрос. Хорошо, мы узнали, что ребенок принимал наркотики, что дальше? Причем тут школа? Надо в этой программе главный акцент делать на семью. Тем более что только родителям будет озвучена информация о результатах теста. Я понимаю, удобнее в школе проводить тестирование, но никто не сказал, что делать дальше.

    Юрий Мироненко: Я представляю технологический колледж. Мы нашли понимание родителей, которые изъявили желание это сделать вместе с нами, со студенческим активом. Заключены договоры с соответствующими службами, где даются консультации как быть в этой ситуации, какую помощь могут оказать.

    Вы не выгоняете ученика?


    Марина Варганян, директор лицея №1571. Фото:Сергей Михеев

    Юрий Мироненко: Нет. Слава богу, среди шести тысяч учащихся колледжа по программам среднего профессионального образования у нас не выявлено ни одного ребенка, употребляющего наркотики.

    Про запись в школу

    С 15 декабря началась электронная запись в школы. Значит ли это, что сегодня родитель может выбирать из нескольких близлежащих школ. Как быть, если он не хочет в близлежащую, а хочет в какую-то другую? Какие вообще сложности у вас возникают при записи?

    Сергей Видякин: У нас по прогнозам будет около 10 классов первоклассников. В этом году было восемь с учетом той школы, которая к нам присоединилась. Значит, никаких проблем с местами не возникнет.

    Марина Варганян: В этом году у меня было 10 первых классов с учетом присоединившихся учреждений - 13. Планирую открывать 20 первых классов, потому что детей подготовительных групп 356 человек. Плюс есть дети в микрорайонах, которые не охвачены дошкольным образованием. Для каждого желающего место найдется.

    Анна Вахнеева: Год назад мне родители часто задавали вопрос: нам надо перевестись в ваше дошкольное отделение, чтобы быть у вас в первом классе? В этом году мне его никто ни разу не задал. Не обязательно идти в наше дошкольное отделение. Сегодня у нас 12 первых классов. Мы надеемся, что у нас их будет 15.


    Сергей Видякин, директор школы № 654. Фото:Сергей Михеев

    Так что, если у вас московская регистрация, и вы готовы привести ребенка ко мне в гимназию, - пожалуйста, я не смотрю на адрес. У нас учатся дети как из нашего района, так и из многих других.

    Ольга Ярославская: У нас в округе самая острая ситуация по местам во всей Москве. Не хватает школ, и это знает правительство Москвы. Проблема решается - одна школа будет построена к 1 сентября 2014 года, вторая - к 1 сентября 2015 года. Так что со временем решим все свои проблемы.

    Анна Вахнеева: Вы в газете сообщите, пожалуйста, что если зависает база записи, не надо нервничать. Еще раз объясните, что если вы запишетесь 20-го, 21-го декабря, будете приняты в школу в любом случае. Вот это для нас сейчас самое главное. Даже, если зарегистрируетесь 31 августа, все равно будете зачислены в школу. Причем в ту, которую пожелаете.

    Расскажите, как с записью в школы складывается ситуация в Троицке?

    Николай Кучер: У меня немножко другая ситуация, потому что лицей у нас начинается с 5-го класса. У нас востребованность очень высокая. К сожалению, мы не можем взять и не смогли в этом году взять всех детей. У нас начальная школа, всего четыре класса. Сделали свой пятый. В этот пятый класс было 86 человек желающих, но мы смогли набрать только один класс. Но никакого конкурса не устраивали. В Троицке просто надо строить школы.

    Юрий Мироненко: В наш колледж вошли две школы. В этом году набрали 7 первых классов. Сейчас возводится пристройка к одной из школ. Соответственно на этот год мы берем план 8 классов. Идея комплекса: хотим назваться Первый Московский образовательный комплекс, потому что это большое образовательное учреждение: 4 детских сада, 2 школы и несколько профессиональных учебных заведений. Замахиваемся на прикладной бакалавриат, сейчас работаем в этом направлении, чтобы был замкнутый цикл. Очень интересное образовательное учреждение. И самая главная цель у этого комплекса - не потерять ни одного ребенка. Ни в первый класс, ни десятый.

    Про национальный вопрос и рейтинги


    Николай Кучер, директор лицея г. Троицка. Фото:Сергей Михеев

    Родителей волнует, что в школах учится много детей мигрантов. Возникают конфликты на национальной почве. Как решается этот вопрос?

    Иван Ященко: Когда мы смотрим статистику, то хорошо видно, что там, где занимаются делом, таких проблем не возникает. Ведь совершенно неважно, какая национальность того, с кем ты обсуждаешь задачи по физике или математике. Вы работаете вместе. Когда работают с талантами, когда это просто хорошая школа, такими вопросами не задаются. А когда людям делать нечего, у них возникают проблемы, далекие от образования. И чем больше мы добавляем эффективности в учебный процесс в смысле понимания людей, их занятости, тем это очевиднее.

    В каких московских школах дети лучше всего знают математику?

    Иван Ященко: Уже опубликован проект концепции, в котором написано, что лучшая школа по математике - это не та, где больше всего победителей международных олимпиад, это школа, которая лучше всего учит детей тому, что нужно самим детям. В этом смысле для нас школа, которая всех научила решать задачки для жизни, ничуть не хуже самых рейтинговых школ.

    Назовите пять школ, которые вносят наибольший вклад в высокие достижения.

    Иван Ященко: Только что опубликован рейтинг математических школ. Два первых места заняли 57-я школа и лицей N1580. Потому что 57-я подготовила олимпиадников, а лицей N1580 несколько сотен ребят подготовил к обучению в технических вузах. А еще у нас есть школа, где грант получила учительница, у которой просто высокая степень подготовки детей. Она каждого ребенка научила решать задачи, дала те знания, которые необходимы каждому ребенку.

    Николай Кучер: Главное в этом воспитании - фундамент. Если дети занимаются серьезным и полезным делом, то это очень хорошо. А еще к любому проявлению национализма, другим вещам должно быть жесткое отношение общества. Если этого нет, то трудно объяснить детям, что есть хорошо, а что уже преступно. И тогда школа остается с проблемой один на один. Причем именно школу обвинят в том, что не смогла научить чему-то важному. Вспоминаю громкий скандал, когда какие-то отморозки жарили яичницу на Вечном огне. Кого наказали после этого, дали срок? Никого. Общество промолчало.


    Иван Ященко, директор Центра педагогического мастерства. Фото:Сергей Михеев

    Про увольнение плохих педагогов

    Ольга Ярославская: Отношение к школе у общества появляется не без влияния СМИ. К учителю начинают относиться как к обслуживающему персоналу, он теряет авторитет. Про школу обычно пишут тогда, когда в ней происходит что-то плохое, отсюда и отношение, и авторитет учителя. А мы за своих учителей горой стоим.

    Исаак Калина: Горой стоят даже за тех, кого надо убрать из школы?

    Ольга Ярославская: Не совсем так. После того как мы слились в большие комплексы, конечно, это вскрыло много проблем. Потому что, одно дело - когда ты под себя подбираешь коллектив, а другое - когда тебе передают школу с уже сложившимся коллективом. Как правило, присоединяют не самые сильные школы, Это задача, которую надо решать. Нельзя сказать педагогу, мол, мне не нравится, как вы преподаете, надо объяснить, почему не нравится.

    Нелегко уволить плохого учителя?

    Ольга Ярославская: Нелегко. Уволить вообще никого нелегко. Потому что у нас Трудовой кодекс. Но возможно. Это очень большой труд. Все надо четко обосновывать.

    У вас был хоть один педагог плохой, с которым вы расстались?

    Ольга Ярославская: Конечно, и не один. Когда ты начинаешь смотреть на учителя как на профессионала и понимаешь, что он или она может сотворить с детьми, все эмоции уходят, и остаются только факты, и тогда меры принимаются жесткие.

    Николай Кучер: Из наукограда Троицка ситуация. 10 академических институтов физического направления в нашем городе. В нашем лицее созданы профильные классы. Я, как директор лицея, давно практикую такой метод: приглашаю к сотрудничеству ученых, кандидатов наук, иногда даже докторов, зову преподавать. И что вы думаете? За мои 17 лет директорства остался один из семи. А ведь все были высочайшими носителями знаний. Но суметь остаться в школе, найти контакт с детьми, научить их учиться - это отдельная профессия.

    Анна Вахнеева: Как руководитель одной из самых крупных школ в Москве, я отдаю себе отчет, что мне надо сменить почти 60 процентов персонала. Я не могу этого сделать. Может, я расписываюсь в своей несостоятельности, непрофессионализме, но говорю честно: у меня есть специально нанятый человек, хедхантер, который занимается и подбирает персонал. Я перекупаю людей, потому что мы - школа богатая. У меня высокая зарплата - 70-80 тысяч рублей. Для Москвы это хорошие деньги. Мы сейчас рискуем тем, что за этими деньгами готовы пойти работать в школу люди, не имеющие педагогического образования. Но проще обучить непрофессионала, чем из плохого педагога попытаться сделать хорошего. Нужно время, чтобы вычленить слабых педагогов, тех, кто непрофессионален, кто не дает результат. В школах идет очень болезненный процесс - обновление. Мы растем, мы развиваемся. И в этом процессе главное - не навредить...

    участники встречи

    Во встрече приняли участие руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина, директор гимназии N1409 Ирина Ильичева, директор гимназии N1517 Анна Вахнеева; директор лицея N1571 Марина Варганян, директор школы N1298 Ольга Ярославская; директор школы N654 Сергей Видякин, директор лицея г. Троицка Николай Кучер; директор технологического колледжа N14 Юрий Мироненко, директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, начальник управления комплексного сопровождения госпрограмм и инновационных технологий в образовании департамента образования Александр Гаврилов.

    Поделиться