Эксперты "РГ" обращают внимание на то, что это произошло спустя неделю после того, как президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному Cобранию анонсировал несколько новых мер по деофшоризации экономики. Предложил, например, перекрыть любителям чужих берегов доступ к господдержке. А "металлический" бизнес сейчас переживает нелучшие времена.
Впрочем, эксперты высказывают определенный скептицизм относительно успешного продолжения "акции возвращения". Объявившие о выходе из офшоров компании практически все нуждаются в господдержке в том или ином виде, указывает главный научный сотрудник Института экономики РАН, специалист по офшорам Борис Хейфец. Он вспоминает, что не так давно металлурги получили обещание об "адресной поддержке". И, понятно, теперь не хотят ее лишиться.
К тому же президент предложил лишить российские компании, управляющиеся из офшоров, не только господдержки, но и отстранить их от госконтрактов, да еще обложить доходы дополнительным налогом.
"Само это событие возвращения на родину я поддерживаю, - рассуждает Хейфец. - Но этого мало. Вся эта история может оказаться маневром, сделанным, чтобы получить госпомощь. О реальных результатах борьбы с офшорами можно говорить лишь тогда, когда из России начнут управляться наши крупнейшие нефтяные, газовые и финансовые структуры. А то, например, одна из крупнейших российских государственных нефтяных компаний проводит свои экспортные операции через фирму, которая зарегистрирована в Швейцарии и там же платит налоги. У этих компаний все хорошо. И большой вопрос - вернутся ли они".
Эксперт также указывает, что у российских бизнесменов, с одной стороны, есть объективные причины регистрировать свой бизнес в других странах. Это и более справедливая работа судебных систем многих стран, и более продуманное законодательство, и высокий уровень развития финансовых институтов. Вместе с тем, замечает собеседник "Российской газеты", именно российские внутренние нормы порой стимулируют бизнес держать деньги за рубежом.
Так, приводит пример Хейфец, компания, зарегистрированная за рубежом и работающая в России, платит 5 процентов от дохода по дивидендам. В то время как российская компания в аналогичных условиях платит 9 процентов, а иностранная компания, работающая в России, - 15 процентов. Очевидно, экономия от ведения операционной деятельности из-за рубежа только по этому пункту составляет 4 процента, подсчитал эксперт "РГ". А таких пунктов, по его словам, довольно много - это и налоги на доход с процентов, и роялти, и уплата социальных взносов, и так далее.
Такие условия были прописаны в типовых договорах об избежании двойного налогообложения, которые действуют до сих пор, поясняет Хейфец. Большинство из них заключались еще в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда российской стороне нужно было облегчить доступ иностранного капитала на свой рынок. Сейчас же эти нормы для нашей экономики работают в обратную сторону. И их необходимо пересмотреть таким образом, чтобы регистрировать компанию выгоднее было именно в России, советует главный научный сотрудник Института экономики РАН.