"От того, насколько грамотно будут распределены инфраструктурные проекты, во многом зависит развитие экономики регионов", - считает председатель Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. Он рассказал, что в этом году Госдума должна принять законопроект "О стратегическом планировании", который изменит существующую модель региональной политики. По словам экспертов, с принятием законопроекта придется учитывать объемы структуры ввоза и вывоза продукции, координировать развитие пассажирского транспорта, жилищного и коммунального хозяйства, обеспечивать условия для рационального размещения предприятий промышленной сферы и сферы обслуживания. В том числе снабжение водой, топливом, электроэнергией.
- Однако как раз с обеспечением энергетическими мощностями очень часто возникают серьезные инфраструктурные ограничения, - рассказал на форуме заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер. - Особенно эта проблема актуальна на Дальнем Востоке, где, как известно, особая энергосистема - изолированная. Туда нужно тянуть сети, проложить железнодорожные ветки. Кто должен платить за инфраструктуру?
Мнения участников форума на этот счет разделились. Алексей Текслер уверен, что забота об инфраструктуре - обязанность государства, ведь это почти всегда гарантия того, что на территорию придут инвестиции. Хотя он знает единичные примеры, когда все коммуникации к объекту были подведены, а проект так и не был запущен. Причина в изменении номенклатуры, ценовых колебаниях на рынке.
Первый вице-президент РЖД Александр Мишарин также считает, что вложения в инфраструктуру наиболее выгодны государству. И привел в пример высокоскоростную магистраль Москва - Казань, которая в первые 12 лет эксплуатации принесет мультипликативный эффект в 6,8 трлн руб. Причем за это время дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 1,53 трлн рублей, что в 1,5 раза превышает полную стоимость реализации проекта и в 3 раза превышает необходимые бюджетные средства. Кроме того, реализация столь крупного инфраструктурного проекта может создать около 370 тысяч дополнительных рабочих мест в различных областях промышленности.
Уже известно, что протяженность участка ВСМ Москва - Казань составит около 770 км, скорость движения поездов на нем будет достигать 400 км/ч. В общую технологию будут включены железнодорожные линии к близлежащим городам, таким как Самара, Екатеринбург, Пермь, Уфа, Челябинск. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа, при этом от Нижнего Новгорода до Чебоксар можно будет добраться за час, до Казани - за 1,5 часа.
По его словам, даже при строительстве первого участка до Казани за счет переключения части маршрутов на линию ВСМ общее время движения поездов из Екатеринбурга в Москву сократится с 27 до 16 часов. Поезд фактически перейдет в разряд ночных, - отметил Александр Мишарин. - Также в разряд ночных смогут перейти поезда Пермь - Москва, Уфа - Москва, Казань - Санкт-Петербург и другие (не менее 14 пар поездов), что даст дополнительные преимущества для пассажиров и существенно повысит доходность проекта.
Железнодорожники эту концепцию объединения основных городов высокоскоростным сообщением назвали удвоением агломерации, что даст прирост ВРП в этих пунктах назначения.
"Но если РЖД может позволить реализовать свои проекты с низкой доходностью и окупаемостью не менее десяти лет, то для жилищной застройки горизонт планирования, как правило, рассчитывается не более чем на пять лет, - считает председатель совета директоров компании "Баркли" Леонид Казинец. Он считает, что вложиться в инфраструктуру может как государство, так и бизнес. Однако инициатива должна исходить от чиновников. И если удастся договориться с местными властями без откатов и дополнительных обременений, то, оказывается, вполне реально построить жилье с отделкой за 600 долларов за квадратный метр.
Согласно глобальному инвестиционному рейтингу, который представила главный операционный директор Российско-Американского делового совета Рэнди Левинас, Россия находится на 33-м месте среди 142 стран, обогнав КНР, Бразилию и Индию. Мы тратим на инфраструктуру больше, чем бразильцы. Однако, по мнению Рэнди Левинас, в российских регионах катастрофически мало внимания уделяется инфраструктуре, очень низкая плотность дорог и на рынке проблематично найти длинные деньги.