- Второй звонок был якобы от врача из геронтологического института, - говорит Виктор Дмитриевич. - Мне долго рассказывали о новых лекарствах, обещали, что помогут подлечить сердце, суставы...
Уже через два дня пенсионер заплатил за десять баночек с пилюлями 350 тысяч рублей. А когда за бодрым курьером закрылась дверь, вчитался в аннотацию и понял, что это не лекарства, а биологически активные добавки. Еще через неделю прочел в "Российской газете" статью о мошенниках и совсем расстроился.
- Эти деньги я откладывал на операцию три года, но поверил, что благодаря лекарствам смогу обойтись без нее, - вздыхает Виктор Дмитриевич. - Жена меня отговаривала от покупки, а сыну я даже не сказал. Что теперь делать, не знаю...
Вернуть БАДы продавцам пенсионер даже не пытался - не хочет связываться и боится неприятностей. Решил все-таки пропить курс, раз уж деньги заплачены.
Ситуация, в которую попал Виктор Дмитриевич, типична. В общества защиты прав потребителей регулярно обращаются люди, неосмотрительно потратившие сбережения на БАДы от всех болезней, ионизирующие воду фильтры, предупреждающие астму пылесосы и прочие "волшебные" вещи.
- У всех этих обращений есть общие признаки, - комментирует Никита Харитонов, председатель РОО "Общество защиты прав потребителей Санкт-Петербурга "Потребительский Альянс". - Это высокая цена, в три-пять раз превышающая реальную, и то, что продажа осуществлялась не в магазине или аптеке, а на дому.
Эксперты общества защиты прав потребителей давно пришли к выводу, что, пытаясь всучить ненужный и дорогой товар, продавцы используют приемы психологического воздействия, к которым пожилые люди особенно восприимчивы. Кроме того, человека в преклонном возрасте легко можно утомить разговорами и долгой презентацией товара, так что в конечном итоге он готов подписать что угодно. Юридически доказать, что покупка была совершена под давлением, практически невозможно.
- Сумма, потраченная пенсионерами на такие "лекарства", может превышать месячный их доход в десятки раз, - продолжает Никита Харитонов. - Если у покупателя нет крупной суммы, с ним заключается кредитный договор, и к высокой цене товара прибавляются проценты по кредиту, а процесс расторжения договора купли-продажи и возврата денег усложняется. Как быть, если человек понял, что сглупил, совершив такую покупку, а продавцы делают все, чтобы не возвращать деньги? Собрать все документы и проконсультироваться с юристом. Затем будет выбрана стратегия защиты: возможно, придется искать дополнительные доказательства сделки. Чаще всего, стоит сразу, не надеясь на совесть продавца, обращаться с иском в суд и с жалобами в госорганы.
Медики отмечают: в самих БАДах нет ничего криминального, они действительно могут приносить пользу. Правда, если назначены лечащим врачом после обследования, а не неизвестным "консультантом" по телефону. Вопрос только в неоправданно высокой цене и способе продажи.
- Лицензии на БАДы, которые предъявляют продавцы, настоящие, - объясняет Владимир Хавинсон, главный геронтолог комитетов по здравоохранению Петербурга и Ленинградской области. - Это говорит о том, что Роспотребнадзор считает их безвредными и безопасными при выполнении рекомендаций производителя и врача. Но к Санкт-Петербургскому институту биорегуляции и геронтологии эти товары и их продавцы не имеют никакого отношения!
Юристы и медики настаивают: к проблеме давно пора подключиться полиции и властям.
- В администрациях районов должны создаваться консультативные центры, в которых будут информировать пенсионеров, - говорит Владимир Хавинсон. - Идеальный вариант - бесплатная горячая линия, на которую смогут звонить горожане, как только к ним постучится очередной "продавец счастья".
Чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов "чудо-лекарств":
- не покупайте лекарства через курьера, не работающего непосредственно в городской сети аптек;
- прежде чем принять решение о приобретении лекарства или БАДа, проконсультируйтесь с врачом. Все назначения должны осуществляться через поликлинику, а покупки можно делать только в аптеках;
- не пускайте в квартиру незнакомцев, которые неожиданно приносят материальную помощь, предлагают проверить состояние сантехники, почистить ковер, поговорить о здоровье. Если к вам пришли социальные сотрудники, перезвоните в районный отдел соцзащиты, уточните, направляли ли они к вам своего представителя.
Контакты
Общество защиты прав потребителей Санкт-Петербурга "Потребительский Альянс": (812) 992-39-98.
Городской гериатрический медико-социальный центр: (812) 251-22-78.
Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии: (812) 230-00-49.