На Кубани осудят опера, для которого "цапки" пытали женщину

Сегодня, 20 декабря, в Староминском районном суде Краснодарского края ожидается оглашение приговора экс-милиционеру из станицы Кущевской Алексею Молочному. Накануне в ходе прений сторон прокурор запросил для бывшего оперуполномоченного уголовного розыска, обвиняемого в превышении должностных полномочий с применением оружия и специальных средств, пять лет колонии общего режима.

Подсудимый с учетом былых заслуг просил не наказывать его строго. Внимание общественности приковано к этому делу потому, что косвенно оно связано с так называемым "делом цапков". Потерпевшей по нему проходит жительница станицы Канеловской Татьяна Гутрова, попавшая в июне 2010 года под прессинг сотрудников кущевского РОВД. Якобы свидетели возле пекарни, где произошла кража, видели машину, похожую на ту, что принадлежала Гутровой. Группа милиционеров, в составе которой был Молочный, явилась к ней домой.

Методы их дознания женщина, сняв побои, описала в заявлении, поданном в Следственный комитет. После чего - по заказу тех же сотрудников милиции - в дом Гутровой пришел Сергей Цапок вместе с членами своей банды. Поскольку Татьяны дома не оказалось, они проткнули ее матери руку шампуром, советуя внушить дочери, чтобы та забрала заявление из СК.

Потерпевшие были уверены, что на них напали "менты". О том, что это дело рук "цапковских", они узнали после убийства 12 человек в доме кущевского фермера Аметова. В ноябре 2010 года в кубанский райцентр прибыли лучшие российские сыщики. По горячим следам им удалось раскрыть потрясшее всю страну преступление и взять под стражу исполнителей беспрецедентного по своей жестокости убийства. Вскоре они признались не только в нем, но и в других страшных злодеяниях. Так, согласно показаниям члена ОПГ Сергея Карпенко (в середине 2011 года он покончил с собой в СИЗО), в нападении на дом Гутровой участвовали Сергей Цапок, Владимир Алексеев, Игорь Черных и сам Карпенко. Любопытные подробности сообщил Владимир Алексеев. Вова Беспредел рассказал о своей беседе с сотрудником Кущевского РОВД Алексеем Молочным (по данным следствия, он стрелял из пистолета во дворе дома Гутровой), во время которой оперативник попросил бандита "кардинально решить вопрос" с теми, кто отказывается забирать заявление. Он показал подельникам дом Гутровой в станице Канеловской, но сначала лидер ОПГ Сергей Цапок встретился с начальником криминальной милиции Кущевского ОВД Вячеславом Семенихиным и тот якобы дал отмашку на нападение.

Час "икс" назначили на 13 августа. Накануне бандиты приобрели черные костюмы, одинаковую обувь больших размеров, маски и перчатки и отправились в Канеловскую. Татьяна уверена: окажись она дома, ее близких ждала бы участь Аметовых. Но позвонили друзья из Краснодара, пригласили в гости. Она уехала, оставив дочку Олю (малышке тогда не было и двух лет) на свою маму Досю Николаевну Новицкую. Поиздевавшись вволю над пенсионеркой, взяв с нее обещание внушить дочери, что "кущевских ментов обижать нельзя", бандиты ретировались, прихватив с собой все найденные в доме ценные вещи и деньги - восемь тысяч рублей бабушкиной пенсии, золотые украшения Татьяны и ее личные сбережения на общую сумму в 550 тысяч рублей. А вытащенный из руки Доси Николевны шампур вытерли о трусики спящего ребенка...

Придя в себя и освободившись от пут, Новицкая добежала к соседям, которые связались с Татьяной, а уже та позвонила в "скорую" и милицию.

Уголовное дело возбудили в отношении "неустановленных лиц". Примерно в это же время был, наконец, дан ход заявлению Гутровой и ее гражданского мужа о противоправных действиях со стороны сотрудников Кущевского РОВД, использовавших оружие и наручники. В отношении старшего опергруппы Юрия Фетисова и оперуполномоченного Алексея Молочного возбудили уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Молочный сначала упорно отпирался. Сослуживцев уговорил, чтобы те молчали, пообещав "всех отмазать", себе организовал липовое алиби. А когда был уличен в подлоге, кинулся в бега. Поскольку к этому времени обвинение с Фетисова сняли, Молочный стал единственным фигурантом этого дела.

От суда и следствия он бегал до тех пор, пока не вынесли приговор в отношении самой Гутровой, ее гражданского мужа Джидзалова, а также двоих их знакомых. Всех четверых обвинили в серии грабежей и разбоев, совершенных в составе организованной группы. Примечательно, что уголовное дело в отношении них возбудили вскоре после того, как Гутрова написала заявление по поводу превышения полномочий со стороны милиционеров. Она сама вначале проходила в качестве свидетеля, а потом тоже стала обвиняемой.

Это дело расследовалось больше года, а суд продолжался почти полтора года. Татьяна за это время перенесла серьезную операцию и родила третьего ребенка. Четвертый - Давид - появился на свет уже после вынесенного ей приговора - 8,5 года колонии с отсрочкой исполнения до достижения 14 лет младшему из детей.

- Я ни в чем не виновата, меня сделали бандершей по заказу сотрудников Кущевского РОВД, - утверждает Гутрова.

Она продолжает писать жалобы, хотя многие советуют ей не делать этого, а то "хуже будет".

О том, что возобновлено расследование дела, возбужденного в отношении Алексея Молочного, Татьяна узнала лишь недавно, когда ее вызвали повесткой в суд в качестве потерпевшей. Как выяснилось, вскоре после того, как суд признал Гутрову членом ОПГ, вменив ей в вину восемь эпизодов грабежей и разбоев, Молочный явился к следователю "с повинной" в расчете, что теперь с него, скорее всего, будет другой спрос: мол, перегнул палку, когда стрелял, применял наручники и избивал, но ведь они же преступники.

С апреля нынешнего года бывший опер из Кущевки Алексей Молочный находится под стражей. К подобному повороту событий он был явно не готов, а его мама заявила корреспонденту "РГ", что "сына просто подставили". Сам подсудимый рассчитывал, что его дело рассмотрят в особом порядке, то есть без исследования доказательств, однако по настоянию потерпевшей в суд были вызваны свидетели и оглашены данные в ходе предварительного следствия показания. Интересы подсудимого представлял профессиональный адвокат и его мать, также получившая статус защитника, интересы потерпевшей - член краевой общественной наблюдательной комиссии Анна Митренко.

- За судьбой Татьяны Гутровой и ее малолетних детей я слежу достаточно давно, - говорит Митренко. - Считаю, если бы тогда, в 2010 году, кущевские полицейские не пытались сами уйти от ответственности, а по горячим следам вышли на след "цапков", напавших на мать Татьяны и двухлетнюю дочку, возможно не случилось бы трагедии в доме Аметовых, где в ноябре того же года погибли 12 человек.

По мнению Митренко, наказание Молочному обязательно должно быть связано с реальным лишением свободы, так как он по-прежнему представляет угрозу для общества. Такого же мнения придерживается государственный обвинитель, попросивший суд назначить подсудимому пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Алексей Молочный и его защитники с учетом былых заслуг (подсудимый кавалер ордена Мужества) просили суд назначить наказание, не связанное с лишением свободы. Приговор должны огласить сегодня в 15.00.