С осени 2011 года этот корабль, приписанный к подводным силам Северного флота, проходил на "Звездочке" ремонт и восстановление технической готовности всех своих систем, включая механическую часть, радиоэлектронное вооружение, корпусные конструкции и главную энергетическую установку. Одновременно с этим произведены перезарядка реакторов (на подлодках типа "Смоленск" их два) и ремонт комплекса вооружения, отмечают в пресс-службе верфи.
Особенность такого ремонта, имевшего целью продлить активную жизнь корабля, заключается в том, что он проводится без постановки корабля в крытый эллинг. Сначала работы велись в доке, а уже в августе 2012 года "Смоленск" спустили на воду и продолжили восстановительные процедуры на плаву - у достроечной набережной. В результате срок полноценной службы ракетоносца продлен на 3,5 года. Корабелы "Звездочки" дают на это полагающиеся в таких случаях гарантии.
В ближайшие дни, что остаются до окончания 2013 года, экипажу крейсера под командованием капитана I ранга Бориса Морозова и заводской команде во главе с ответственным сдатчиком Виктором Шитухиным предстоит опробовать работоспособность всех систем корабля в полигонах Белого моря. Если все пройдет благополучно, сдаточная команда вернется на завод, а крейсер без промедления отправится к месту постоянного базирования - до сего дня это был гарнизон Видяево на Кольском полуострове.
Какое-то время потребуется еще на отработку задач по вводу корабля в штатную эксплуатацию, после чего АПРК "Смоленск" заступит на боевую вахту. А примерно через четыре года он может вновь вернуться на "Звездочку" - уже для полноценного заводского ремонта с глубокой модернизацией.
- По схожей схеме, - напомнили "РГ" в руководстве судоремонтной верфи, - прошли все шесть стратегических ракетоносцев проекта 667 БДРМ ("Верхотурье", "Екатеринбург", "Карелия", "Тула", "Брянск", "Новомосковск"), теперь настает черед "Антеев"…
Всего по проекту 949А было построено на "Севмаше" 11 подводных крейсеров, вооруженных крылатыми ракетами "Гранит". Шесть отправлены на Тихоокеанский флот, пять служили на Северном. Сейчас, исключая трагически погибший в 2000-м году "Курск" и головной корабль К-148 "Краснодар", выведенный из состава ВМФ еще в 1998 году, их может оставаться девять. Сколько на самом деле еще в строю, и какие именно корабли из семейства "Антеев" получат шанс на второе рождение, в открытых источниках не сообщается.
Но достоверно известно то, что первый из них по времени постройки (К-173 "Красноярск") спущен на воду в 1986-м, в феврале 87-го принят в состав Северного флота, а в августе-сентябре совершил подо льдом так называемый межфлотский переход и зачислен в состав Тихоокеанского флота. Там же, на ТОФе, и самый молодой из "антеев" - АПРК "Томск", принятый в состав ВМФ под занавес 1996 года.
Что касается "Смоленска", он в этом ряду - пятый: спущен на воду 20 января 1990-го, а с 14 марта 1991 года несет службу на Северном флоте. Сообщается, что в 1993, 1994 и в 1998 годах экипаж подводной лодки К-410 "Смоленск" за ракетную стрельбу получал специальный приз Главнокомандующего ВМФ.
По сведениям из открытых источников, полное водоизмещение кораблей типа "Смоленск" - 19400 тонн. Длина корпуса - 155, наибольшая ширина - 18,2 метра. Атомоходы проекта 949А "Антей" способны развивать подводную скорость до 32 узлов. Крейсер вооружен 24 пусковыми установками сверхзвуковых крылатых ракет комплекса П-700 "Гранит" с дальностью поражения целей на расстоянии свыше 500 км. Атомные подводные лодки этого типа изначально создавались для борьбы с авианосными соединениями противника и являются сегодня основной нестратегической ударной силой Военно-морского флота России.