Андрей Владимирович, в Москве уж прошли и обильные снегопады, и ледяной дождь. Город встал в многокилометровых пробках. Как вы оцениваете на этом фоне работу коммунальщиков?
Андрей Цыбин: Дороги через несколько часов после снегопада были чистые, да честно говоря, и снега-то пока выпало немного - всего 58 сантиметров. Работу наших служб мы оцениваем прежде всего по жалобам жителей. За три недели декабря их больше не стало. Значит, справляемся с работой. Я сам ежедневно езжу по городу, проверяю, как работают коммунальные службы. Ну, а пробки в Москве не редкость и летом.
Говорят, у дворников новинка появилась - тележки с дозаторами, рассыпающими противогололедные реагенты тонким ровным слоем...
Андрей Цыбин: Такие тележки - с дозаторами на 20 кг реагента - работают уже в каждом округе. Правда, дворники порой ленятся доставать их, предпочитают по старинке разбрасывать реагент совками. Но это - прямое нарушение регламента. Если кто-то из жителей увидит такую картину - сразу жалуйтесь. На порталы, в управы, в наш департамент, Объединение административно-технических инспекций города. Инспектора к каждому дворнику не приставишь. А за жалобы, которые при проверке подтверждаются, мы наказываем нарушителей материально. Найти халтурщиков просто. Все машины, работающие на вылетных магистралях и кольцевых трассах, оснащены системой ГЛОНАСС. Она вычисляет маршрут, время работы, видит, как используется дозатор, на котором норма реагента выставлена по 30 погодным параметрам. У этой компании дозаторы были отключены.
Этой зимой появились новые реагенты?
Андрей Цыбин: Нет, будем пользоваться старыми. Раньше дороги посыпали технической солью, которая почву загрязняла. С 2000 года начали использовать противогололедные материалы, оказывающие минимальное воздействие на экологию. В 2010 году появилась возможность отказаться от конкретных названий реагентов, чтобы расширить конкурентную среду на этом рынке, определив конкретные параметры, которым должны соответствовать применяемые противогололедные материалы. "Технологию зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня" Государственная экологическая экспертиза одобрила. С тех пор ее и применяем.
Но обувь все-таки портится. Ведутся ли новые разработки более щадящих реагентов?
Андрей Цыбин: Реагенты, применяемые на тротуарах, пешеходных зонах и во дворах, по заключениям экологов, негативного влияния практически не оказывают. Они созданы на основе мраморной крошки и муравьиной кислоты. Но экологическая планка постоянно повышается, российские ученые ведут поиск более эффективных и безопасных противогололедных материалов. Последним предложением был "Бишофит", который экологи признали недопустимым для применения в городе. Сами мы к новинкам готовы, ведь чем шире ассортимент реагентов, тем ниже цены на них.
А зачем вообще растапливать снег до черного асфальта? Например, в Осло дороги просто посыпают мраморной крошкой. Становится не скользко. А что еще зимой надо? Придет весна, и солнышко растопит и снег, и лед.
Андрей Цыбин: До состояния черного асфальта доводят дороги не реагенты и комплекс регламентных работ, предписанных технологией зимней уборки, впрочем, основную роль здесь играют реагенты. В Осло живут 450 тысяч жителей. Когда выпадает снегопад, они спокойно пересаживаются на общественный транспорт, и там нет такого движения. А в Москве проживают 12 миллионов человек, 5 миллионов машин. Но даже при обильных снегопадах движение в Москве пусть и осложняется, но не останавливается, в отличие от европейских городов. Добиться этого без применения реагентов невозможно.
По данным департамента здравоохранения Москвы, в этом году уже 260 человек пожаловались на падение сосулек на головы. Крыши не чистят, что ли?
Андрей Цыбин: Жалобы, подчеркиваю - со слов пострадавших, есть, но ни одного подтвердившегося случая не зафиксировано. Порой человек хочет получить больничный или компенсацию от города, и ему советуют сказать, что он упал на скользком тротуаре или пострадал от сосульки. Недавний случай: бабуле 80 лет, написала, что упала на нечищеной улице. Стали разбираться - оказалось, она четвертый год не выходит из дома.
И все-таки сосульки - проблема для города?
Андрей Цыбин: Они образуются только на скатных крышах. В Москве из 33 тысяч жилых домов скатные кровли имеют 12 779 домов. Для их расчистки сформировано 4365 бригад промышленных альпинистов, в которых работают 16 029 человек. Получается, на одну бригаду - три крыши.
Предположим, сосулька все-таки упала на человека. Кто понесет ответственность?
Андрей Цыбин: За образование наледи на крыше отвечает балансодержатель здания. Контролируют очистку кровель Мосжилинспекция и ОАТИ. Если же произойдет несчастный случай, разбираться будет прокуратура.
Андрей Владимирович, почему в этом году дороги в городе ремонтировали аж до декабря? Не хватило лета?
Андрей Цыбин: Дело в ужесточении контроля. Если в предыдущие годы в ходе приведения дорог в порядок следили только за толщиной асфальта, то сейчас проверяем в лабораторных условиях все - от состава смеси до конкретных ингредиентов. На некоторых участках асфальт пришлось перекладывать трижды! Причем платил за это не бюджет, а подрядчик, схалтуривший в укладке. С первого раза было не принято 1,1 млн кв. м асфальта из 23,5 млн кв. м.
А состав асфальтобетонных смесей как-то меняется? Неужели нет до сих пор асфальта, который выдерживал бы наш климат больше трех лет?
Андрей Цыбин: Мэр поставил задачу изучить опыт заграничных дорожников. Я с делегацией ездил к немцам, которые построили завод по производству асфальта в Питере. Они считают, что достаточно соблюдать рецептуру и качество ингредиентов - и асфальт будет служить долго. Но признают, что в Москве, где температура воздуха за зиму сотни раз переходит через ноль, дороги существуют в экстремальных условиях и эксплуатировать их сложнее.
Долго ли еще мигранты будут оставаться "лицом" столичной коммуналки?
Андрей Цыбин: Мы стараемся сейчас больше привлекать жителей России. И небезуспешно. Например, в ГБУ "Автомобильные дороги" вообще нет иностранцев, 25% рабочих - москвичи, остальные приезжают вахтовым методом из Курска, Белгорода, Тамбова, Рязани.
Их обеспечивают жильем?
Андрей Цыбин: Да, в одной из промзон на бюджетные деньги мы построили спецгородок с достойными условиями проживания.
За проживание люди платят?
Андрей Цыбин: Пока нет. Ведь наша задача не заработать на этих городках, а получить качественную рабочую силу, обеспечив ее хорошим заработком и жильем. Может быть, в будущем и будем брать деньги за проживание. Ведь сейчас в Москве созданы уже девять государственных бюджетных учреждений "Жилищник". До 1 января создадим еще 34, а так как в одном учреждении трудятся порядка 1,5 тысячи человек, всем им нужно где-то жить. Сейчас подбираем площадки для новых городков.
Но в "Жилищник"-то пока нанимают приезжих не из Рязани, а мигрантов...
Андрей Цыбин: Думаю, количество мигрантов в коммунальной сфере будет превалировать до тех пор, пока мы не закончим реформу по созданию ГБУ. Тогда все наши ДЕЗы переведем в эти учреждения - чтобы на территории одного района был один хозяин. Есть, конечно, и частные управляющие организации, которыми жильцы довольны, - ради бога, пусть работают. Но основная масса жилых кварталов будет в государственных руках. По сути дела "Жилищник" - это хозрасчетные предприятия, в которых четкая и понятная зарплата, с которых можно спросить. То же ГБУ "Автомобильные дороги" убирают 80% территории городских магистралей, и еще 30-40% работы выполняют в округах. И претензий нет. Поэтому со следующего года оно будет убирать в округах 60% территорий.
А зарплата в бюджетных учреждениях не упадет?
Андрей Цыбин: Нет. Там она сейчас от 30 до 75 тысяч рублей. Считаю, вполне достойная оплата труда.