Правила во втором сезоне слегка изменили - так, например, зрители или другие наставники на определенном этапе могли влиять на то, чтобы исполнитель остался и далее принимал участие в состязании. Наконец, пройдя через испытания - "слепые" прослушивания, битвы, "баттлы" и другие, вырисовалась четверка финалистов. И уже в ближайшую пятницу все узнают, кто же из них станет лучшим голосом страны.
Все они необычны и самобытны - Гела Гуралиа (наставник Дима Билан), которого прозвали инопланетянином; шокирующая женщина с татуировками Наргиз Закирова (Леонид Агутин); певица, жена музыканта Юрия Усачева из группы "Гости из Будущего", Тина Кузнецова (Пелагея); мощный Сергей Волчков, ученик Тамары Синявской, приехавший из Беларуси (Александр Градский). Всего в финале прозвучит 12 песен: каждый споет по две песни соло и одну с наставником.
Почему у вас в последних программах такое напряженное лицо? Вы так сильно волнуетесь?
Гела Гуралиа: Нет, просто контролирую свои эмоции. Потому что, мне кажется, лишнее показывать не надо. Я настолько выкладываюсь во время пения, что на остальное не остается энергии. В глубине души я, конечно, радуюсь. Но самое главное, чтобы я во время пения радовал зрителей и донес до них смысл песни.
Волнуетесь перед финалом?
Гела Гуралиа: Естественно, потому что это последний этап такого замечательного конкурса. Я настраиваю себя на позитив и думаю, что все будет хорошо.
Родная Грузия вас подзаряжает?
Гела Гуралиа: Конечно. Когда видишь своих близких и родных, это вдохновляет. Тем более что у меня была встреча со Святейшим Патриархом Грузии Илией II, и он меня очень поддерживает. Патриарх благословил меня - и вот это чудо произошло в моей жизни. Появились скрытые силы, другое ощущение - после встречи с Патриархом мне показалось, что я все могу, настолько он меня вдохновил.
Вас называют инопланетянином. Как вы к этому относитесь?
Гела Гуралиа: Спокойно. Самоирония - это нормальное качество. Если людям нравится необычность, я не против. Значит, чем-то я от других отличаюсь. Потому что когда все одинаковые - это нехорошо. Когда кто-то выделяется, значит чувствуется личность.
Что вам дал ваш наставник?
Гела Гуралиа: С Димой у нас получилось совместное сотрудничество. Он меня почувствовал еще со слепого прослушивания. Я рад, что он повернулся ко мне, и благодаря этому человеку я оказался на проекте. Мы прислушиваемся друг к другу, выбираем правильный репертуар. У меня на протяжении всего этого времени была творческая свобода. Не было каких-то ограничений: вот это ты не будешь петь. За свободу я особенно благодарен.
На финале вы будете петь дуэтом с Димой Биланом. Помнится, в начале проекта вы говорили, что мечтаете с ним спеть.
Гела Гуралиа: Нет, я сказал, что, если будет такая возможность, мы споем. Но это же не мечта.
А какая же мечта?
Гела Гуралиа: Спеть с Барброй Стрейзанд.
Ух ты!
Гела Гуралиа: Ну а что нереального? Все возможно. Если со мной произошло такое чудо, что я оказался в замечательном проекте "Голос", да еще и в финале… Все возможно в этой жизни. Я ничего не исключаю. Как поет мой наставник: "Я знаю точно - невозможное возможно".
Сергей, вы - ученик Тамары Синявской.
Сергей Волчков: Нет. Она набирала наш курс. Розетта Яковлевна Немчинская и Тамара Ильинична Синявская. Я попал к ней в класс. Но как педагог она дала мне буквально три урока. И вот почему: ей мой голос показался очень похожим на голос Муслима Магомаева. А все это было год спустя после его смерти, и ей было очень тяжело. Она мне объяснила ситуацию. Но мы очень дружественно общались все пять лет в ГИТИСе: я постоянно у нее занимался, в перерывах забегал. Она всегда консультировала меня.
А вас не обижает, что все время сравнивают с Муслимом Магомаевым?
Сергей Волчков: Понятно, что хочется быть самобытным. Но это - не плохое сравнение. Все-таки это был великий певец. По голосу, где-то, наверное, есть похожие обертона. При этом не скажу, что исполнение похоже. А тембрально мы все-таки оба - лирические баритоны.
Из уроков Тамары Синявской какой вам больше всего запомнился?
Сергей Волчков: Тамара Ильинична всегда очень трепетно относилась ко мне. Она научила быть искренним на сцене, чтобы выглядеть достойно. Но сейчас мой педагог - Ольга Федоровна Миронова, которая тоже многому меня научила. И Петр Сергеевич Глубокий - я год бегал к нему в консерваторию. Я ездил в Польшу и Германию на мастер-классы. Ходил в Большой театр… У всех по чуть-чуть что-то брал. Каждый педагог мне отдал частичку себя. Градский вообще раскрыл во мне другую грань - второго Сергея Волчкова, который жил раньше во мне, но я его не видел.
Перед финалом страшно?
Сергей Волчков: Каждый этап конкурса имеет свою новую жизнь. Конечно очень большая ответственность: зная, сколько тысяч людей проголосовало за меня, я просто не могу подвести своих слушателей. Знаю, что мне с каждым разом нужно петь все лучше. Я работаю над собой. К сожалению, сейчас нет возможности расслабиться самому и расслабить голос - дать ему хотя бы недельный отдых. Каждый день - съемки, репетиции… Большая нагрузка. При этом необходимо сохранять внутреннее спокойствие. Получается не всегда.
Ваше появление в "Голосе" многих удивило - вы настолько необычны для этого проекта. А когда вы еще и прошли в финал… Вы сами верите, что туда попали?
Наргиз Закирова: Я не верила, что не то что пройду в финал, но не дойду даже до второго этапа. Я сама не верила, что ко мне повернутся все четыре наставника. Надежда какая-то была. Но до сих пор не верится, что все так происходит, что 27 декабря будет последний этап - все пролетело настолько быстро… Я нахожусь сейчас в каком-то смятении.
А вы верили, что вам позвонит Алла Пугачева? Вы же с ней раньше не общались.
Наргиз Закирова: Никогда. Это - женщина-легенда, которая была всю жизнь моим кумиром. И я даже не верила, что когда-то с ней смогу встретиться. Но встреча состоялась, и потом, уже после того, как я исполнила песню из кинофильма "Женщина, которая поет", она позвонила сама.
А как это было? Раздался звонок: "Здравствуйте, это Алла Борисовна"?
Наргиз Закирова: Не совсем так. У меня друг-стилист - мы вместе выросли - Алишер работает с Аллой Борисовной. И, когда я только приехала, она услышала обо мне и пригласила к себе в гости. И мы пришли, общались с ней больше часа. Когда она узнала, что я буду петь песню из кинофильма "Женщина, которая поет", то сказала мне: "Это серьезная песня. Но ты справишься". Когда я уже исполнила песню, она позвонила сама и сказала, что очень мной гордится. А после того, как я исполнила "Когда я уйду...", она опять позвонила. У нас состоялся теплый разговор. И Алла Борисовна сказала: "Ну давай, девочка моя", дальше уже дерзай! Ты - умница"
Как ваши дети за вас болеют?
Наргиз Закирова: У меня трое детей 24 года, 18 и 14. На финал, за день до эфира, приезжает мой муж с младшей дочерью Лейлой. Для меня это очень большая поддержка видеть их в зале. Так что очень вовремя они приезжают.
Дочка Лейла поет?
Наргиз Закирова: Очень хорошо поет. Можно даже сказать, что на профессиональном уровне, но пока к этому серьезно не относится.
О чем вы думаете накануне финала?
Тина Кузнецова: Все, что сейчас со мной происходит - удивительно! Но в то же время - это большая ответственность и нагрузка. Особенно сейчас - последнюю неделю перед финалом. У меня будет три премьеры: песня с наставником на чужом нам языке и две русские песни. Мне предстоит взять новую планку, показать силу слова и чувства. Поэтому день и ночь учу песни для финала, обсуждаем каждую деталь, интонацию, звук. А еще я благодарна своей семье, команде, друзьям за невероятную поддержку: и профессиональную, и эмоциональную.
Чему вас - профессиональную певицу - научил проект?
Тина Кузнецова: Я благодарна за возможность поработать с Пелагеей. Это потрясающе поучительный процесс, настоящая огранка себя, творческое вызревание. На проекте я прожила практически новую жизнь! Полгода в изнуряющем режиме, когда не принадлежишь себе. Тебя ведет наставник, помогает выбрать репертуар, поверить в себя. Проект сплотил вокруг меня профессиональную команду, с которой мы вместе обсуждаем и дорабатываем номера и каждый образ.
Что самое важное передала Пелагея?
Тина Кузнецова: Пелагея помогает не только профессионально, но и дает много личных советов, как сохранять спокойствие и веру в себя. А мама Пелагеи - Светлана - помогает с режиссурой и драматургией при подготовке выступления.
Есть ли у вас свои секреты подготовки?
Тина Кузнецова: Участники проекта "Голос" проходят невероятно сложный марафон. Это настоящая артистическая подготовка. Секретов особых у меня нет. Стараюсь сохранять спокойствие, насколько это возможно. Утро начинаю со стакана воды натощак и каши - стараюсь правильно завтракать. Пью травы в течение дня. Жаль не всегда есть возможность правильно питаться вне дома. На спорт нет времени. Максимум спа-процедуры, сауна и бассейн, и то - очень редко. А еще, не поверите, я много занимаюсь - играю на фортепьяно и пою! (смеется).
Интервью певицы Алсу корреспонденту "РГ"
В полуфинале, когда выбирали финалистов, с соревнующимися пели профессионалы. В частности, Алсу (Гела Гуралия и Дмитрий Цветков) и победительница Первого сезона шоу "Голос" Дина Гарипова (Сергей Волчков и Шарип Умханов). Обозреватель "РГ" побеседовала с обеими певицами.
Дина Гарипова: Советую не слушать советов
Вы пели в полуфинале голоса с Сергеем и Шарипом. Сами их выбрали или вам предложили с ними спеть?
Дина Гарипова: Мне предложил Александр Борисович Градский. Поскольку я выиграла в составе его команды еще в прошлом году, он, практически в самом начале второго сезона, сказал мне: "Готовься! Я, скорее всего, приглашу тебя спеть с полуфиналистами". Пока на тот момент мы еще, конечно, не знали, кто это будет. Но я уже просматривала каждый этап и пыталась предугадать, кто может пройти дальше.
Я очень рада, что спела именно с этими молодыми людьми. Они очень талантливы. Скажу честно, я очень переживала - настолько сильные у них голоса, настолько разные. И песня достаточно серьезная. Хотелось как можно эмоциональнее ее передать. И я понимала, что у ребят еще срабатывает фактор того, что с минуты на минуту решится: пройдут они дальше в финал или нет.
Что вы сейчас можете посоветовать участникам, учитывая, что в пятницу финал?
Дина Гарипова: Советую не слушать советов, потому что у всех людей разные мнения и разные взгляды по поводу того, как исполнять, как себя вести, в чем выступать… Это может, в конце концов, привести к тому, что в голове образуется слишком много ненужной информации. Я хочу, чтобы они положились на мнение наставника и на его советы. И желаю, чтобы все у них получилось.
А у вас есть свой фаворит?
Дина Гарипова: Сейчас нет определенного. Болею за всех, потому что они мне все нравятся.
С тех пор, как вы выиграли шоу "Голос", прошел год. Каковы итоги? Вы выступили на "Евровидении", ездите с гастролями по стране. Что еще?
Дина Гарипова: Это немалая работа ездить с гастролями, потому что для меня это очень серьезный шаг - первые гастроли в жизни. Я исполняю разные песни. В гастрольном репертуаре их 22. В основном, они лирического характера, но есть и разноплановые композиции. На русском, английском, французском, татарском языках.
Выйдет ли у вас диск?
Дина Гарипова: Это вопрос, который очень меня волнует. Диск будет - я очень надеюсь на это. И мы будем стараться, чтобы у нас появились новые песни и новые композиторы.
То есть выигрывать "Голос" выгодно?
Дина Гарипова: Выигрывать это хорошо. Но даже если просто поучаствовать в этом проекте, то это - незабываемый опыт, который пригодится в жизни любому артисту.
Вы приняли участие в шоу "Голос". Вы раньше смотрели этот проект?
Алсу: Да я всегда его смотрю, если в пятницу вечером дома. Иногда даже отменяю какие-то планы, чтобы посмотреть "Голос". Я люблю этот проект. Мне нравится, что он настоящий, справедливый, честный, и что дает возможность настоящим талантам показать себя. То, что мы видим - один исполнитель лучше другого. Там даже есть готовые артисты, с которыми ничего не нужно делать. Просто у них появилась возможность быть услышанными всей страной.
За кого вы болели в прошлом сезоне?
Алсу: Все имена даже не вспомню. Но, безусловно, я болела за Дину Гарипову. Потому что она - моя землячка. Приятный, честный, талантливый человек. И я желаю ей большого творческого пути.
Вы пели с двумя финалистами "Голоса". Насколько они подготовлены? Что вы скажете об их голосах, как профессионал?
Алсу: Петь с ними было замечательно. У нас был всего один день на репетиции. У Гелы, конечно, оригинальный тембр голоса. Он действительно - неземной. Как все его называют, инопланетянин. Но, наверное, он может петь не все жанры. У него специфический голос. Что касается Андрея Цветкова - он безумно талантливый, у него широкий диапазон, мягкий тембр… Огромный потенциал! Он просто очень молодой, ведь ему 17 лет. У него все впереди. Думаю, что через пару лет он нам всем выдаст что-то очень интересное.
Если бы вам предложили быть наставником?
Алсу: Я бы, конечно, не отказалась. Пришлось бы смочь, как говорится. Это, конечно, очень ответственно и волнительно. Каждый раз я смотрю, как рыдает Пелагея и даже Градский не выдерживает. Особенно, когда ребят приходится "увольнять", когда они уходят. Конечно, хочется всех оставить и чтобы все победили, поскольку все достойны этого.
Гелу Гуралиа и Андрея Цветкова вы бы взяли в свою команду?
Алсу: Я бы взяла.