Настоящий Закон регулирует отношения в сфере формирования здорового образа жизни, предупреждения злоупотребления алкоголем, немедицинского употребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ, распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании среди жителей Красноярского края.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
система профилактики - это совокупность субъектов системы и мер, ими осуществляемых, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании;
профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, психологического, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании;
алкоголизм - заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающееся систематическим потреблением алкогольных напитков;
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
токсикомания - заболевание, обусловленное зависимостью от токсического вещества;
психоактивные вещества - вещества естественного или синтетического происхождения, способные воздействовать на центральную нервную систему с изменением психического состояния;
девиантное поведение - отклоняющееся от нормы поведение (система поступков или отдельные поступки как отдельных индивидов, так и социальных групп), противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам;
аддиктивное поведение - особый тип деструктивного поведения, выражающийся в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления одного или нескольких веществ, изменяющих психическое состояние (алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ);
социальная дезадаптация - процесс утраты социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды;
реабилитация - совокупность медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление физического, личностного и социального статуса больного алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности к социальной адаптации, полноценного функционирования в обществе без употребления психоактивного вещества, к которому сформирована зависимость;
ремиссия - период течения заболевания (алкоголизм, наркомания, токсикомания), характеризующийся воздержанием больного от употребления психоактивного вещества, к которому сформирована зависимость;
антиалкогольное, антинаркотическое обучение и воспитание -совокупность профилактических мер, направленных на распространение информации о причинах развития, проявлениях, осложнениях, медицинских и социальных последствиях алкоголизма, наркомании и токсикомании, способах противодействия злоупотреблению алкоголем, вовлечению в потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ, а также на формирование навыков ведения здорового образа жизни;
антиалкогольная, антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к потреблению алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
антиалкогольное, антинаркотическое просвещение - деятельность органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан по распространению идей, знаний, культурных ценностей в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
группа риска - лица, которые вследствие медико-биологических, психологических или социальных причин находятся в ситуации, предрасполагающей к систематическому употреблению алкоголя, немедицинскому потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ, формированию алкогольной, наркотической или токсической зависимости;
дети - несовершеннолетние лица, не достигшие четырнадцати лет (малолетние);
подростки - несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет;
молодежь - лица в возрасте от 18 до 30 лет.
Статья 2. Задачи деятельности субъектов системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в крае
Задачами деятельности субъектов системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании являются:
1) обеспечение функционирования в крае системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании на основе межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, краевых государственных и муниципальных учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и религиозных организаций края, специалистов в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) организация и координация деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании, или минимизация их воздействия;
4) сокращение потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
5) создание системы выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и токсических веществ, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией на ранних стадиях заболевания;
6) совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Статья 3. Система профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в крае
1. К субъектам системы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края в пределах своих полномочий относятся органы государственной власти края и краевые государственные учреждения.
2. В деятельности по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в крае принимают участие в пределах своих полномочий территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в крае, уполномоченные на решение задач в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, антинаркотические комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, средства массовой информации, а также общественные объединения и религиозные организации.
3. Система профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании включает комплексное осуществление мер:
первичной профилактики, направленной на предупреждение начала употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ лицами, не имеющими опыта их употребления;
вторичной профилактики, направленной на лиц, допускающих эпизодическое и с вредными последствиями употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также зависимостью от них в целях предупреждения прогрессирования наркологического расстройства;
третичной профилактики или реабилитации больных со сформировавшейся зависимостью от алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсических веществ, направленной на предупреждение дальнейшего употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных или токсических веществ, уменьшение вреда от их потребления, оказание помощи больным в преодолении заболевания, формировании стойкой ремиссии, а также предупреждение рецидива заболевания.
4. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании осуществляется в отношении всего населения на территории края с приоритетом её проведения среди:
обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе относящихся к группе риска;
родителей (законных представителей) несовершеннолетних;
работающей молодежи и работников отдельных видов профессий и деятельности, связанных с источниками повышенной опасности;
лиц с девиантным поведением, склонных к аддиктивному поведению и состоящих на учете в органах внутренних дел;
лиц, злоупотребляющих алкоголем, эпизодически потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества, без признаков сформированного алкоголизма, наркомании или токсикомании, членов их семей и социального окружения;
больных алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и другими сопутствующими заболеваниями, нуждающихся в лечении и реабилитации, членов их семей и социального окружения;
лиц, привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
лиц, отбывших наказание за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Статья 4. Финансовое обеспечение мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании
Финансирование мероприятий по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, осуществляемых органами государственной власти края и краевыми учреждениями, производится за счет средств краевого бюджета.
Статья 5. Первичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании
1. Первичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании включает в себя антиалкогольное и антинаркотическое обучение и воспитание, комплексную антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду, антиалкогольное и антинаркотическое просвещение, социальный менеджмент, психологическое консультирование.
2. Антиалкогольное и антинаркотическое обучение и воспитание, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, проводится в семье, среди учащихся и студентов образовательных организаций, в сфере организации досуга детей, подростков и молодежи и включает:
2.1) обучение граждан по программам формирования здорового образа жизни и самопрофилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании с выработкой у несовершеннолетних системы ценностных ориентаций, исключающей аддиктивное поведение;
2.2) обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного общения с детьми;
2.3) обучение специалистов в области профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления аддиктивного поведения, проведения профилактических бесед и иным способам профилактической работы.
3. Комплексная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, предусматривает:
3.1) размещение социальной антиалкогольной и антинаркотической рекламы в средствах массовой информации;
3.2) создание и поддержка средств массовой информации, направленных на детскую, подростковую и молодежную аудиторию, в целях формирования позитивной жизненной ориентации в детско-подростковой и молодежной среде.
Антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда проводится в рамках деятельности средств массовой информаци, организаций культуры, спорта, туризма, учреждений по делам молодежи, семьи, а также в иных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами края.
4. Антиалкогольное и антинаркотическое просвещение, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, предусматривает:
4.1) издательскую деятельность, проведение просветительской работы антиалкогольной и антинаркотической направленности в средствах массовой информации;
4.2) реализацию просветительских проектов, научные конференции, семинары и иные мероприятия антиалкогольной и антинаркотической направленности;
4.3) информирование населения и проведение разъяснительной работы о законодательстве в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Антиалкогольное и антинаркотическое обучение и воспитание, комплексная пропаганда, просвещение организуются органами исполнительной власти, краевыми государственными (муниципальными) организациями в сфере здравоохранения, образования и науки, спорта, туризма и молодежной политики, социальной политики, культуры, иными органами, негосударственными учреждениями, общественными объединениями в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края.
5. Социальный менеджмент, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, включает:
5.1) деятельность по поддержке организаций молодежи, в том числе общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни, и обеспечению их развития;
5.2) деятельность по созданию центров досуговой занятости детей, подростков и молодежи (клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и другие формы организации досуга);
5.3) проведение мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни и антиалкогольного и антинаркотического просвещения;
5.4) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.
6. Психологическое консультирование, в том числе по телефону доверия, как часть первичной профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, включает психологическое консультирование семей, входящих в группу риска, а также граждан с различными формами социальной дезадаптации.
Статья 6. Вторичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании
1. Вторичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании включает:
выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, в первую очередь среди детей, подростков и молодежи, в целях своевременного оказания квалифицированной наркологической медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи;
диагностику вида и степени зависимости, а также выявление факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;
осуществление комплекса мероприятий, направленных на преодоление физической и психической зависимости;
формирование социально значимого окружения, поддерживающего здоровый образ жизни лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией и (или) токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.
2. Выявление лиц, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, осуществляется в ходе:
2.1) проведения плановых и внеплановых медицинских осмотров учащихся и студентов образовательных организаций в случаях, предусмотренных в положениях об образовательных учреждениях;
2.2) проведения на регулярной основе плановых и внеплановых медицинских осмотров работников организаций, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2.3) обязательного медицинского освидетельствования для выявления наркологической патологии у работников профессиональных групп, деятельность которых связана с источниками повышенной опасности.
3. Профилактическое наблюдение за лицами, допускающими немедицинское потребление психоактивных веществ с вредными последствиями, организуется медицинскими организациями в соответствии с действующим законодательством на основании:
3.1) результатов медицинских осмотров, проведенных с применением тест-систем, находящихся в свободной продаже в аптечных организациях края;
3.2) сообщения правоохранительных органов о лицах, привлеченных к административной ответственности за нахождение в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического) или незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, сильнодействующих веществ.
4. Образовательные и иные организации вправе вести индивидуально-профилактическую работу и оказывать иную адресную помощь лицам, допускающим немедицинское потребление психоактивных веществ с вредными последствиями.
Оказание такой помощи организациями и учреждениями не является основанием ограничения прав и свобод человека, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
5. Оказание медико-социальной помощи направлено на своевременное выявление и качественное лечение лиц с зависимостью от психоактивных веществ (алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ), снижение уровня смертности, улучшение уровня социальной адаптации, организуется медицинскими организациями в соответствии с действующим законодательством и включает:
5.1) выявление граждан, страдающих алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией;
5.2) диагностику вида и степени зависимости, а также выявление факторов, предрасполагающих к ее возникновению и прогрессированию;
5.3) осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных на детоксикацию, оказание неотложной наркологической помощи, преодоление состояния отмены психоактивного вещества, минимизацию проявлений психической зависимости, терапию заболеваний, сопутствующих зависимости;
5.4) организацию диспансерного наблюдения за больными с зависимостью от психоактивного вещества.
6. Лечение больных в организациях государственной системы здравоохранения осуществляется путём реализации единых стандартов и порядка оказания наркологической медицинской помощи больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
7. В целях повышения доступности и качества оказания медицинской наркологической помощи осуществляется:
принятие краевых государственных программ;
укрепление кадрового потенциала, увеличение численности и материально-технического обеспечения специализированных наркологических учреждений;
подготовка специалистов в области наркологической медицинской и медико-социальной помощи (врачей наркологов, психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов, социальных работников, а также медицинского персонала первичного звена здравоохранения);
совершенствование методов диагностики, обследования, лечения больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов диагностики и лечения наркологических расстройств;
совершенствование медицинской деятельности по реализации решений суда по возложению на условно осужденных обязанности пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании;
совершенствование медицинской деятельности по реализации решений суда по отсрочке исполнения наказания больным наркоманией и возложению обязанности пройти курс лечения от наркомании.
Статья 7. Третичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании
1. Третичная профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании осуществляется посредством медико-социальной реабилитации и ресоциализации, включающих медико-психологическую, социально-психологическую и социальную реабилитацию.
2. Реабилитация больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией направлена на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе без употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных и токсических веществ, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных посредством реализации комплекса медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер и обеспечивает:
2.1) формирование мотивации у больных на участие в реабилитационных программах;
2.2) подавление основного синдрома зависимости - патологического влечения к психоактивному веществу с помощью последовательного комплексного использования фармакологических, психотерапевтических, психологических мероприятий;
2.3) предупреждение рецидивов заболевания, преодоление медицинских и социальных последствий, формирование ответственности за свое поведение и мотивации на ведение здорового образа жизни;
2.4) восстановление семейных отношений, коммуникативных навыков, включая целенаправленную деятельность и повышение качества жизни больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
2.5) обучение и трудоустройство больных наркоманией, в том числе в центрах занятости на базе действующих реабилитационных центров;
2.6) формирование социально значимого окружения реабилитируемых больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.
3. Реабилитация больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией осуществляется в реабилитационных наркологических центрах (отделениях) на базе действующих наркологических и психоневрологических диспансеров.
4. Для повышения эффективности медико-социальной реабилитации больных реализуется:
совершенствование методов и внедрение новых реабилитационных технологий;
применение единого стандарта медико-социальной реабилитации, критериев и системы контроля качества ее оказания;
финансовое обеспечение наркологических диспансеров и других специализированных наркологических учреждений края для организации на их базе реабилитационных подразделений в случаях, предусмотренных соответствующими краевыми государственными программами;
государственная поддержка научных исследований в области реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, разработки и внедрения инновационных программ реабилитации и реинтеграции больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
укрепление кадрового потенциала наркологических реабилитационных центров (отделений) и подразделений;
подготовка и переподготовка на систематической основе специалистов (психиатров-наркологов, психотерапевтов, клинических психологов, социальных работников и психологов) по вопросам медико-социальной реабилитации больных;
система мер по подготовке, переподготовке и аттестации кадров, участвующих в оказании немедицинской реабилитационной помощи;
межведомственное взаимодействие в области медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, включая взаимодействие медицинских, образовательных, социальных и общественных организаций.
5. В государственной системе реабилитационной помощи используется потенциал общественных и религиозных объединений и иных организаций.
Статья 8. Полномочия Законодательного Собрания края
К полномочиям Законодательного Собрания края относятся:
1) принятие нормативных правовых актов края в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов края в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
3) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
Статья 9. Полномочия Правительства Красноярского края
1. К полномочиям Правительства края относятся:
осуществление правового регулирования отношений в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
обеспечение реализации государственной политики в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
утверждение краевых государственных программ в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.
2. Правительство Красноярского края в соответствии со своими задачами и в пределах своей компетенции:
взаимодействует с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и токсических веществ;
руководит деятельностью органов исполнительной власти края в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
содействует развитию сети государственных организаций, подведомственных органам исполнительной власти края, для оказания специализированной помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем, незаконно потребляющим наркотические средства, психотропные и токсические вещества, а также больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, укреплению материально-технической базы этих организаций;
создает условия для развития научно-исследовательской деятельности по вопросам профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании;
создает условия для привлечения негосударственных некоммерческих организаций к участию в реализации мероприятий по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Статья 10. Антинаркотическая комиссия Красноярского края
С целью координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в целях осуществления мониторинга и оценки развития наркоситуации в крае антинаркотическая комиссия Красноярского края действует в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон края вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через десять дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Красноярского края Л.В.Кузнецов
Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией