29.12.2013 23:00
Поделиться

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 - 2016 годы

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы ""

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Генеральное соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2014 - 2016 годах и совместные действия Сторон по их реализации.

Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.

Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

I. Экономическая политика

Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на обеспечение устойчивости экономического развития и рост инвестиций в человеческий капитал. В связи с этим к числу основных приоритетов государственной политики в сфере экономического развития Стороны относят:

обеспечение и поддержание конкурентных возможностей России, создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных секторах экономики;

превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития России, основанной на инновациях;

модернизацию традиционных секторов экономики;

обеспечение структурной диверсификации экономики;

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обеспечение защиты прав собственности;

совместную работу по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики страны;

снижение избыточных административных барьеров в экономике, содействие снижению уровня коррупции, создание эффективной институциональной среды;

формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности;

развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, поддержку инициатив по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации.

Для достижения указанных целей Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1.1. Содействовать модернизации экономики, диверсификации ее структуры, переходу к инновационной модели развития, созданию условий для устойчивого экономического роста путем совершенствования государственной экономической политики, включая:

создание системы стратегического управления на основе государственных программ Российской Федерации и долгосрочного прогнозирования, рассмотрение хода реализации стратегических документов развития, включая государственные программы Российской Федерации, в том числе "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, и "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 1414-р, и подготовки при необходимости предложений по их корректировке;

повышение эффективности государственного управления и бюджетных расходов;

повышение конкурентоспособности отечественной экономики, сбалансированное развитие промышленности и сектора услуг, в том числе высокотехнологичных, внедрение эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, сокращение зависимости российской экономики от импорта потребительских и инвестиционных товаров, расширение мер государственной поддержки определенных в стратегических документах приоритетных секторов экономики, а также малого и среднего предпринимательства как фактора экономического роста и развития конкуренции, в том числе стимулирование условий закупки товаров, работ, услуг естественными монополиями и государственными корпорациями у субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение доступности недвижимого имущества для малого и среднего бизнеса;

создание высокопроизводительных и модернизацию существующих рабочих мест;

содействие реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части увеличения к 2018 году производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

улучшение инвестиционного и делового климата, совершенствование важнейших рыночных механизмов, включая финансовые институты, повышение эффективности функционирования институтов развития;

учет интересов Сторон в рамках интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств, связанных с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с формированием Евразийского экономического союза;

адаптацию экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации, расширение инструментов поддержки отечественного бизнеса на зарубежных рынках и технологического обмена, мониторинг реализации мер по поддержке уязвимых секторов экономики и их корректировка в случае необходимости;

развитие сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны, и повышение эффективности агропромышленного комплекса;

обеспечение опережающего развития инфраструктуры;

защиту и развитие конкуренции, проведение эффективного антимонопольного регулирования;

повышение эффективности ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;

стимулирование энергосбережения, модернизацию системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.

1.2. В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям:

анализ возможности реализации дополнительных мер, в том числе налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной активности организаций, развитие человеческого капитала;

проведение оперативного мониторинга доли импортных товаров на российских товарных рынках в целях реализации мер, направленных на увеличение производства российских товаров, повышение конкурентности российских товаров и снижение импортозависимости;

проведение анализа практики применения нормативной правовой базы, регулирующей осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, с точки зрения повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также обеспечения сроков и качества при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, являющихся предметом контракта;

проведение мониторинга финансового состояния стратегических организаций для предотвращения их возможного банкротства, включая при необходимости социальную поддержку работников указанных организаций.

1.3. В рамках дальнейшего совершенствования системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны Стороны принимают на себя следующие обязательства:

участвовать в системе государственного стратегического планирования и контроля;

рассматривать основные параметры среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны в увязке с документами государственного стратегического планирования;

анализировать результаты реализации решений в сфере государственного стратегического планирования;

анализировать ход и промежуточные результаты реализации стратегических документов социально-экономического развития страны, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отраслевые стратегии развития, планы деятельности министерств и ведомств на 2013 - 2018 годы, подготавливать предложения, в случае необходимости, по уточнению стратегических документов;

обеспечивать в соответствии со стандартным порядком участие объединений работодателей (предпринимателей) и объединений профсоюзов в проведении всех видов экспертизы, в том числе экспертизы в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти.

1.4. Стороны в рамках обеспечения развития конкурентной среды, повышения уровня защиты конкуренции и прав собственности, эффективности антимонопольной политики и ликвидации избыточных административных барьеров обязуются:

осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р, и оценку влияния мероприятий на рынок труда, разрабатывать предложения по повышению эффективности государственной политики в сфере развития конкуренции;

осуществлять мониторинг регулирования основных социально значимых рынков и рынков, имеющих инфраструктурное значение для экономики страны;

проводить консультации о возможности создания системы критериев локализации производства по видам деятельности на размещаемых в Российской Федерации организациях зарубежных фирм;

обеспечивать оптимизацию функций контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства, сокращение избыточных временных затрат и других издержек, связанных с получением разрешительных документов, повышение прозрачности деятельности органов публичной власти;

проводить анализ практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере экономических преступлений в целях минимизации негативных последствий правонарушений со стороны руководителей или отдельных сотрудников для организации и ее работников, ограничения возможности использовать механизм возбуждения уголовных дел при рейдерских захватах активов.

1.5. Стороны исходят из необходимости проведения эффективной и сбалансированной бюджетной политики, направленной на развитие и повышение качества человеческого потенциала, модернизацию и формирование новой структуры экономики, создание потенциала будущего роста. В связи с этим стороны принимают на себя следующие обязательства:

проводить консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозам консолидированного бюджета Российской Федерации, по основным параметрам проекта федерального бюджета в рамках формирования и реализации государственных программ Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (в соответствии с перечнем показателей согласно приложению N 1), в период между внесением их в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;

осуществлять анализ эффективности выполнения государственных программ Российской Федерации - главного механизма достижения целей и приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития;

учитывать при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;

осуществлять анализ реализации бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

1.6. Отмечая, что тарифная и ценовая политика должны быть согласованы с динамикой денежных доходов населения и способствовать снижению темпов инфляции, Стороны принимают на себя обязательства:

проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики, по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства;

рассматривать вопросы о государственном контроле соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

участвовать в общественной экспертизе инвестиционных программ естественных монополий;

рассматривать вопросы о выполнении норм законодательства в части исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований по учету расходов работодателей на персонал в соответствии с нормами соглашений в сфере социального партнерства с учетом занятости населения в целом в Российской Федерации и обеспечения экономического роста при установлении на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и определении объемов бюджетного финансирования работ, услуг в рамках выполнения государственных заданий, осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, по итогам рассмотрения вышеуказанных вопросов в случае необходимости проводить обсуждение направлений совершенствования законодательства;

рассматривать вопросы формирования новых и совершенствования существующих механизмов привлечения в развитие транспортной, энергетической, коммунальной и иной инфраструктуры внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных ресурсов.

1.7. Стороны считают, что эффективная налоговая политика должна основываться на принципе социальной справедливости и стимулировать инвестиции в развитие экономики и создание рабочих мест. Стороны принимают на себя обязательства:

рассмотреть возможность введения необлагаемого уровня доходов физических лиц в размере прожиточного минимума с учетом необходимости компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц;

содействовать снижению налоговой нагрузки на предпринимателей, инвестирующих в модернизацию экономики и создающих новые рабочие места, реализующих социально значимые проекты;

провести анализ существующих стимулов и механизмов поддержки инвестиционной активности организаций;

обеспечить дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования;

рассмотреть вопрос о возможности расширения использования заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость без банковской гарантии;

подготовить предложения по решению проблем уклонения от уплаты налогов, включая практику размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли.

Стороны обязуются рассматривать в Комиссии подготавливаемые Правительством Российской Федерации законопроекты, регулирующие вопросы налогообложения и затрагивающие социально-трудовые отношения.

II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения

Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня жизни населения. В этих целях Стороны обязуются:

2.1. Содействовать реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части увеличения размера реальной заработной платы.

2.2. Проводить мониторинг:

реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р;

повышения заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

реализации "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, в части оплаты труда работников, повышение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761 и от 28 декабря 2012 г. N 1688.

2.3. Провести консультации по вопросам реализации части первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации по разработке согласованных предложений по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда в 2014 - 2016 годах.

2.4. Разработать предложения о мерах, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.

2.5. Провести консультации по вопросам реализации законодательных норм об обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы, сложившейся практики ее индексации, подготовить предложения по совершенствованию механизмов проведения индексации.

2.6. При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливать их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы.

2.7. Провести консультации по разработке согласованных предложений по отраслевым системам оплаты труда.

2.8. Разработать предложения по совершенствованию системы нормирования труда.

2.9. Провести актуализацию типовых отраслевых норм труда, в том числе в сферах здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения.

2.10. Обеспечивать своевременную (до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год) разработку Комиссией единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

2.11. Подготовить предложения по устранению причин нарушения установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпусков, выплат при увольнении, других выплат, причитающихся работнику, и при необходимости подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

2.12. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части установления базовых окладов по профессиональным квалификационным группам разработать нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам в целях обеспечения объективной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений по итогам обобщения практики установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в системах оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

2.13. Провести консультации по вопросу соотношения размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющих месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, и минимального размера оплаты труда, указанного в части первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.14. Продолжить разработку мер и механизмов по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) или неплатежеспособности организации.

2.15. В целях совершенствования организации заработной платы, дифференциации оплаты труда, повышения уровня государственных гарантий по оплате труда работников организаций обеспечить более тесную увязку уровня оплаты труда с уровнем подготовки и квалификации работников, сложностью, качеством и количеством труда.

2.16. Координировать деятельность по погашению задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в том числе путем привлечения профессиональных союзов и отраслевых объединений работодателей к участию в совещаниях, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы, консультативных и совещательных органах.

2.17. Проводить мониторинг реализации статьи 133[1] Трудового кодекса Российской Федерации (установление минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации).

2.18. Рассматривать вопросы дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных корпорациях и организациях с преобладающим государственным участием, и содействовать распространению практики раскрытия информации о заработной плате различных категорий работников в негосударственном секторе экономики.

2.19. Провести анализ практики и эффективности оказания государственной социальной помощи в субъектах Российской Федерации в том числе на основе социального контракта, при необходимости разработать меры по повышению ее эффективности.

2.20. Разработать систему мероприятий по продвижению целей и принципов достойного труда в рамках подхода, сформулированного Международной организацией труда, при необходимости адаптировать перечень показателей, рекомендуемых Международной организацией труда в качестве индикаторов достойного труда (приложение N 2).

2.21. Провести консультации Сторон, внести по итогам консультаций предложения по вопросам разработки методики исчисления величины минимального (восстановительного) потребительского бюджета трудоспособного работающего населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

2.22. Провести консультации по вопросам определения критериев формирования государственного задания на оказание государственных услуг в отраслях социальной сферы и формирования системы и механизмов обеспечения в полном объеме бюджетного финансирования выполнения работ (услуг) в рамках государственного задания.

III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

Стороны считают обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения одним из государственных приоритетов страны. В этих целях Стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения и развития людских ресурсов по следующим направлениям:

содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой;

совершенствование системы информации о рынке труда;

повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения;

повышение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;

совершенствование правового регулирования в сфере рынка труда;

упорядочение привлечения на рынок труда иностранной рабочей силы;

расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями;

совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

легализация занятости;

разработка предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях расширения возможностей занятости населения.

3.1. Стороны считают необходимым осуществлять меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:

развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

формирование системы признания и оценки результатов внутрипроизводственного обучения;

развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

развитие системы профессиональной ориентации;

подготовку согласованных предложений по ключевым направлениям развития национальной системы квалификаций.

3.2. Стороны особое внимание уделят вопросам модернизации системы профессионального образования, развития его технологической базы, в том числе определят и реализуют меры по:

развитию государственно-общественной системы управления качеством профессионального образования и обучения;

стимулированию участия бизнеса в модернизации профессионального образования и обучения;

развитию системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала за счет средств работодателей.

3.3. Стороны обязуются осуществить следующие мероприятия:

обеспечить постоянный контроль за реализацией государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2149-р, а также Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;

совершенствовать систему прогнозирования спроса и предложения рабочей силы, информирования о рынке труда;

провести консультации по вопросам экономического стимулирования работодателей, создающих новые рабочие места и (или) модернизирующих действующие рабочие места.

3.4. Стороны разработают и реализуют меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодёжи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями по следующим направлениям:

развитие практики стажировки учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций в целях их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;

проведение консультаций по вопросу совершенствования нормативной правовой базы в части предоставления первого рабочего места молодежи, впервые вышедшей на рынок труда;

содействие принятию мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами работы и воспитания детей;

создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

повышение экономической заинтересованности работодателей в трудоустройстве инвалидов;

модернизация системы профессиональной подготовки инвалидов, увеличение к 2020 году доли профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 25 процентов;

проведение оценки эффективности мер по содействию трудоустройству инвалидов;

распространение лучшей практики реализации мероприятий по обеспечению занятости инвалидов;

разработка предложений по совершенствованию политики в сфере содействия занятости инвалидов.

3.5. Стороны примут меры по совершенствованию системы государственных гарантий защиты от безработицы по следующим направлениям:

совершенствование механизма социальной поддержки граждан, потерявших работу и заработок, проведение консультаций по вопросу установления минимальной и максимальной величин пособия по безработице;

разработка новых направлений активной политики занятости населения, повышение доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;

повышение информированности населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;

проведение консультаций о возможности перехода на страховые принципы защиты от безработицы.

3.6. Стороны считают необходимым осуществлять меры, направленные на исключение из практики нелегальной занятости, стимулирование легальных трудовых отношений, в том числе:

повышение эффективности контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений;

повышение уровня информированности граждан об их правах в сфере труда.

3.7. В целях повышения эффективности использования иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров Стороны считают необходимым:

совершенствовать нормативную правовую базу в сфере привлечения и использования иностранной рабочей силы;

осуществлять оценку эффективности использования иностранной рабочей силы;

совершенствовать методику оценки эффективности использования иностранной рабочей силы;

совершенствовать порядок определения потребности экономики в иностранной рабочей силе и формирования квот;

оперативно проводить консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранных работников в соответствии с потребностями субъектов Российской Федерации;

проводить консультации по вопросам проведения миграционной политики;

разработать механизм привлечения для осуществления трудовой деятельности иностранных работников, позволяющий реализовать дифференцированный подход к привлечению высококвалифицированных, квалифицированных и низкоквалифицированных иностранных работников;

разработать меры, направленные на расширение сферы легальной занятости.

3.8. В целях реализации государственной политики занятости населения Стороны будут содействовать осуществлению следующих мер:

проведение мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации и моногородов;

проведение мониторинга высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций в разрезе субъектов Российской Федерации;

проведение мониторинга и оценки эффективности трудоустройства инвалидов в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места;

повышение качества и расширение доступности официальной статистической информации и ведомственных мониторингов по вопросам движения рабочих мест, занятости и безработицы, качества рабочей силы, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, условий и охраны труда на рабочих местах, в том числе состояния рабочих мест по итогам их аттестации;

использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов, в том числе в рамках информационного портала государственных и муниципальных услуг, портала "Работа в России";

разработка и реализация мер, в том числе превентивного характера, направленных на поддержку работников реструктурируемых градообразующих организаций и развитие занятости населения в моногородах.

3.9. В целях обеспечения востребованности граждан Российской Федерации на рынке труда Стороны считают необходимым:

разработать меры по содействию занятости населения в моногородах, в случае ухудшения ситуации на рынке труда;

способствовать развитию межрегиональной мобильности трудовых ресурсов;

организовать мониторинг исполнения субъектами Российской Федерации полномочий в сфере содействия занятости населения и распространение лучшей практики;

на основе анализа исполнения полномочий субъектов Российской Федерации в сфере содействия занятости населения подготовить при необходимости предложения по совершенствованию распределения полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере содействия занятости населения;

проводить в рамках Комиссии предварительную экспертизу государственных программ Российской Федерации с точки зрения создания высокопроизводительных рабочих мест.

3.10. В целях повышения престижа рабочих профессий Стороны обязуются способствовать проведению Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии", подготовить предложения по мероприятиям, способствующим повышению престижа рабочих профессий, в том числе по проведению информационно-пропагандистских кампаний с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий.

IV. Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы

В целях развития эффективной и устойчивой системы обязательного социального страхования, повышения уровня социальной защиты работающих граждан Стороны принимают на себя следующие обязательства:

4.1. Продолжить работу по формированию системы защиты работников от социальных рисков на основе страховых принципов и осуществить в этих целях меры, направленные на:

расширение охвата обязательным социальным страхованием различных категорий занятых граждан;

дальнейшее разграничение функций государственной социальной помощи и обязательного социального страхования;

обеспечение безусловной выплаты гражданам гарантированных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе в случаях финансовой несостоятельности организаций;

определение правового статуса государственных внебюджетных фондов, механизмов участия социальных партнеров в управлении и контроле за формированием и целевым расходованием страховых средств, последовательный переход к определению тарифов страховых взносов и обязательств по видам обязательного социального страхования на основе актуарных расчетов;

обеспечение финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов, в том числе за счет источников, отличных от страховых взносов;

развитие систем добровольного пенсионного, медицинского и других видов социального страхования.

4.2. Проводить консультации в Комиссии до рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации по проектам федеральных законов о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период и проектам федеральных законов об исполнении бюджетов указанных фондов, а также предложениям по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.3. В целях повышения эффективности управления системой обязательного пенсионного страхования Стороны обязуются разработать меры, направленные на:

функционирование обязательного пенсионного страхования и иных видов обязательного социального страхования на базе единых принципов с использованием общей информационной основы;

синхронизацию обязательного пенсионного страхования с другими видами обязательного социального страхования;

совершенствование порядка формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования;

стимулирование участия работников и работодателей в формировании пенсионных накоплений, в том числе на цели добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения;

формирование механизмов, обеспечивающих гарантии сохранности пенсионных накоплений;

формирование дополнительных пенсионных программ для работников бюджетной сферы в условиях расширения финансово-экономической самостоятельности бюджетных учреждений;

реформирование системы досрочного пенсионного обеспечения, совершенствование тарифной политики в этой сфере, включая установление обоснованных тарифов;

совершенствование системы персонифицированного учета граждан в системе обязательного пенсионного страхования.

4.4. Продолжить работу по оценке целесообразности отмены зачётного принципа формирования страховых средств в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

4.5. Определить и реализовать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, содействие проведению диспансеризации населения, сохранение и укрепление здоровья населения, создание условий для здорового образа жизни, в том числе развитие физической культуры и спорта.

4.6. Содействовать распространению успешного опыта реализации корпоративных социальных программ в интересах работников, включая программы поддержки работающих женщин с детьми и лиц с семейными обязанностями, а также профилактики социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

4.7. Рассматривать ход реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в части обеспечения качества и объемов оказания социальных услуг населению.

4.8. Подготовить предложения о мерах по поддержке деятельности стационарных детских оздоровительных учреждений, включая вопросы землепользования и налогообложения.

4.9. Провести консультации и разработать предложения по государственной поддержке, в том числе экономическому стимулированию работодателей, имеющих и содержащих в надлежащем состоянии объекты социальной инфраструктуры, а также работодателей, организующих детский оздоровительный отдых.

4.10. Совершенствовать механизмы государственно-частного партнерства в социальной сфере.

4.11. Поддерживать расширение масштабов благотворительной деятельности, расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере.

4.12. Провести консультации по следующим вопросам:

совершенствование тарифно-бюджетной политики государственных внебюджетных фондов;

перераспределение нагрузки по уплате страховых взносов, прежде всего на обязательное пенсионное страхование между работодателем и работником и условия такого перераспределения;

вариативность формирования и реализации пенсионных прав самозанятыми гражданами;

повышение информационной открытости государственных внебюджетных фондов;

совершенствование системы здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования;

стимулирование развития добровольного медицинского страхования, разработки механизма взаимодополнения программ обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования;

совершенствование системы обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

создание механизма доступного обеспечения санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.

V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность

Стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала и рассматривают их в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности и принимают следующие обязательства:

5.1. Обеспечить совершенствование нормативной правовой базы в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих, выявления и оценки профессиональных рисков и управления ими, стимулирования работодателя к замещению рабочих мест с вредными условиями труда; принятие новых норм и правил и внесение изменений в действующие нормы и правила в сфере охраны труда, их гармонизацию с международными нормами.

5.2. Обеспечить внедрение системы специальной оценки условий труда.

5.3. Продолжить работу по совершенствованию обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формированию страховых тарифов в зависимости от состояния условий и охраны труда на рабочих местах.

5.4. Разработать комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, последовательное снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов.

5.5. Разработать с учетом международного опыта и утвердить нормативно-методические документы по оценке экономических потерь организации от производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

5.6. Совершенствовать систему и методы проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

5.7. Совершенствовать систему подготовки и переподготовки специалистов в сфере охраны труда с учетом соответствующих профессиональных стандартов и с использованием современных технологий. Провести консультации о возможности восстановления порядка частичного финансирования за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации обучения отдельных категорий застрахованных (специалистов и уполномоченных по охране труда), а также научно-исследовательских работ по охране труда.

5.8. Продолжить реализацию комплекса мероприятий, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний, в целях выполнения второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.

5.9. Содействовать развитию системы послесменной реабилитации работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая профилактику стресса на работе.

5.10. Совершенствовать систему обеспечения работающих современными средствами индивидуальной защиты, предусмотрев:

реализацию мер по противодействию распространению контрафактных средств индивидуальной защиты на российском рынке;

стимулирование работодателей к применению работающими современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты.

VI. Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Стороны считают важным и необходимым осуществление мер, направленных на сбалансированное социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации, в том числе развитие производительных сил северных регионов, обеспечение социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и на реализацию государственной программы Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 г. N 435-р.

6.1. Стороны считают необходимым:

совершенствовать меры государственной политики в отношении депрессивных территорий;

содействовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

провести анализ и содействовать реализации переданных субъектам Российской Федерации федеральных полномочий в социальной сфере;

содействовать развитию социальной сферы регионов, повышению качества базовых социальных услуг, реализации социальных гарантий;

содействовать обеспечению стабильного развития моногородов и монопрофильных населенных пунктов путем разработки и реализации комплексных инвестиционных планов, обеспечивающих диверсификацию экономики моногородов и (или) диверсификацию производства на градообразущих организациях;

подготовить предложения по развитию экономики моногородов и территорий с низким экономическим потенциалом.

6.2. В целях развития производственного потенциала северных регионов и обеспечения социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Стороны обязуются:

содействовать реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года";

провести анализ практики реализации статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи в организациях всех форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

разработать меры и механизмы повышения доступности услуг авиационного и железнодорожного транспорта для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и Дальнего Востока, в том числе при организации детского отдыха;

способствовать сохранению объемов дотаций на перевозку различных групп населения, возмещению субъектами Российской Федерации выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний, образующихся в результате государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки;

осуществлять мониторинг реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р;

провести консультации по вопросам обеспечения устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса и объектов инженерной инфраструктуры северных территорий в целях оптимизации затрат населения на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги;

разработать и реализовать меры по повышению доступности медицинских услуг и оказанию медицинской помощи населению северных регионов;

подготовить предложения по вопросам совершенствования государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в северных регионах, на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе;

провести консультации по инкорпорации сохраняющих свое действие норм законодательства СССР и РСФСР в отношении северных регионов в законодательство Российской Федерации;

рассматривать на заседании Комиссии ход реализации государственной политики переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в том числе проживающих в северных и дальневосточных регионах, включая программы выезда в районы с благоприятным климатом;

проводить мониторинг реализации подпрограммы "Создание условий для комфортного проживания населения на территории Дальнего Востока и Байкальского региона" государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 466-р.

6.3. В целях обеспечения граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Стороны считают необходимым:

подготовить предложения по улучшению условий обеспечения граждан России с различным уровнем доходов доступным и комфортным жильем;

содействовать проведению жилищной политики, реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р;

проводить мониторинг достижения целевых индикаторов и показателей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", определенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";

подготовить предложения по улучшению условий обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами граждан России;

подготовить предложения по совершенствованию механизма социальной поддержки, в том числе финансовой и иной поддержки граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг.

VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения

Определяя в качестве стратегического направления развития социального партнерства в Российской Федерации реализацию принципа равноправия Сторон и распределение между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения страны, Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют в системе коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений безусловное выполнение обязательств Соглашения.

7.1. Стороны обязуются реализовать меры, направленные на повышение роли Комиссии, и обеспечить:

создание при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий, участие в них представителей сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов;

участие представителей сторон Комиссии, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов, в общественных советах, созданных при федеральных органах исполнительной власти.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти на рассмотрение в Комиссию до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации.

Решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон в отношении направленных в Комиссию проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда в обязательном порядке доводятся до сведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации и федеральными органами государственной власти.

Стороны будут добиваться того, чтобы проекты федеральных законов, связанные с внесением изменений в трудовое законодательство, вносились Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при наличии согласованной позиции Сторон и нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений принимались (издавались) Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти при наличии согласованной позиции Сторон.

7.2. В целях повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений Стороны обязуются:

осуществлять мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом (межотраслевом), региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях, а также практики работы органов социального партнерства;

сформировать открытую информационную базу отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства;

содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях бюджетной сферы, а также малого и среднего бизнеса;

проводить консультации, разработать предложения по внесению изменений в правовую базу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе по вопросам распространения соглашений, особенностей коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в отраслях естественных монополий, в организациях зарубежных компаний, действующих на территории Российской Федерации, и в субъектах малого предпринимательства;

содействовать внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение заинтересованности участия работодателей в системе социального партнерства;

содействовать распространению межрегиональных, региональных, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений на всех работодателей и работников;

проводить консультации по вопросу введения в правоприменение понятие "мотивированного отказа от присоединения к отраслевым соглашениям", определив его критерии;

проводить консультации по уточнению структуры и содержания соглашений и коллективных договоров и при необходимости подготовить рекомендации Комиссии;

подготовить предложения по совершенствованию механизмов контроля выполнения соглашений и коллективных договоров;

проводить консультации и подготовить предложения по обеспечению ответственности сторон при заключении коллективных договоров, соглашений.

7.3. Обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учет по ним мнения Комиссии.

7.4. Стороны Комиссии договорились:

осуществлять мониторинг и проводить работу по изучению и распространению опыта региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, содействовать развитию системы социального партнерства и ее институтов на региональном и отраслевом уровнях, подготовить рекомендации субъектам Российской Федерации по повышению эффективности работы указанных комиссий;

проводить консультации по вопросам сложившейся практики и совершенствования правоприменения в части предоставления сторонами коллективных переговоров имеющейся у них информации, необходимой для ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

7.5. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

предпринимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

изучить сложившуюся практику досудебного и внесудебного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, повышению эффективности и доступности действующих и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

провести консультации по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего разрешение коллективных трудовых споров, в том числе по вопросам порядка и условий проведения забастовок;

обобщить и расширить практику создания при соответствующих трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров;

разработать типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража);

провести консультации по вопросу создания при Комиссии постоянно действующего трудового арбитража;

обеспечить частичное финансирование за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов - базовых научных и учебно-методических профсоюзных центров в сфере социально-трудовых отношений.

7.6. Стороны:

будут содействовать дальнейшему развитию практики подготовки работодателями социальных (нефинансовых) отчетов, распространению международного и российского стандартов социальной ответственности;

проведут консультации, определят меры по вопросам поддержки социально ответственного бизнеса, развития его социальных инициатив и выработки критериев такой поддержки.

7.7. Стороны обязуются обеспечить участие Комиссии и ее постоянно действующих рабочих групп в работе по рассмотрению заявок участников всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", совершенствованию порядка проведения конкурса, а также определению и награждению его победителей.

7.8. Стороны гарантируют соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве со стороны друг друга в деятельность профсоюзов (их объединений) и объединений работодателей, не препятствуют созданию и функционированию организаций профсоюзов и работодателей, содействуют обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации перечисления профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.

7.9. Стороны содействуют развитию отношений с Международной организацией труда, обеспечивают реализацию Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013 - 2016 годы, а также содействуют участию в разработке и обсуждении документов этой организации.

Стороны обязуются провести анализ правоприменительной практики реализации ратифицированных конвенций Международной организации труда.

Стороны принимают обязательство ежегодно проводить консультации по вопросам подготовки Правительством Российской Федерации докладов, представляемых Российской Федерацией Международному бюро труда.

7.10. Стороны принимают на себя обязательства провести консультации по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда согласно приложению N 3, рассмотрению в Комиссии вопросов, связанных с их ратификацией.

7.11. Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о динамике основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения согласно приложению N 4.

7.12 Федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы представляют общероссийским профсоюзам (их объединениям) и объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и сроки, которые предусмотрены федеральным планом статистических работ.

7.13. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

7.14. Каждая из Сторон в 3-месячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.

Стороны принимают на себя обязательство один раз в полугодие разрабатывать единый план первоочередных мероприятий Комиссии по реализации Соглашения.

7.15. Правительство Российской Федерации при формировании планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации обеспечит учет положений Соглашения, реализация которых требует принятия соответствующих законодательных актов.

7.16. Рабочие группы Комиссии один раз в полугодие готовят на основе представляемых Сторонами сведений и анализа реализации Соглашения информацию о ходе выполнения Соглашения, а также вносят предложения о ее рассмотрении на заседаниях Комиссии.

Комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения положений Соглашения.

7.17. Стороны договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:

Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений;

после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца;

изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.

7.18. Текст Соглашения публикуется в "Российской газете" в 2-недельный срок после его подписания.

Приложение N 1

Перечень основных показателей проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета, по которым проводятся консультации Сторон

Показатели проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации:

фонд заработной платы;

доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте;

среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (в целом по экономике);

реальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года;

реальные располагаемые денежные доходы населения;

величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и в разрезе социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети);

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения;

численность безработных;

уровень безработицы;

уровень зарегистрированной безработицы.

Показатели проекта федерального бюджета:

расходы федерального (консолидированного) бюджета на социальную сферу;

увеличение расходов федерального (консолидированного) бюджета на социальную сферу в сравнении с прогнозируемыми темпами инфляции;

финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы и доля получаемых субъектами Российской Федерации дотаций из федерального бюджета в консолидированном бюджете субъекта;

доля социальных затрат в общей структуре расходов федерального (консолидированного) бюджета (включая ее дифференциацию - на образование, здравоохранение и физическую культуру, культуру и искусство, социальное обеспечение, науку), в том числе в процентах к валовому внутреннему продукту;

минимальный размер оплаты труда;

отношение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;

объем средств федерального (консолидированного) бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости.

Приложение N 2

Индикаторы достойного труда (перечень показателей, рекомендуемых Международной организацией труда)

1. Доля занятых лиц в общей численности населения в возрасте 15 - 72 лет, процентов.

2. Уровень безработицы (15 - 72 лет), процентов.

3. Молодежь, которая не учится и не работает в возрасте 15 - 24 лет, в общей численности населения соответствующей возрастной группы, процентов.

4. Доля неформального сектора в общей занятости, процентов.

5. Доля работающих по найму в общей численности малоимущего населения, процентов.

6. Доля занятых с низким уровнем заработной платы (ниже двух третьих медианы почасового заработка), процентов.

7. Доля занятых с чрезмерной продолжительностью рабочих часов (более 48 часов в неделю; "фактическое" количество часов), процентов.

8. Детский труд (доля занятых в возрастной группе 15 - 17 лет), процентов.

9. Доля детей, занятых в условиях, не отвечающим гигиеническим нормативам условий труда, среди лиц моложе 18 лет, процентов.

10. Сегрегация в видах занятий (профессий) по половому признаку (в подгруппах 11 и 12 МСКЗ-88).

11. Тендерный разрыв в заработной плате, процентов.

12. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом (на 100000 работающих), человек.

13. Уровень производственного травматизма с несмертельным исходом (на 100000 работающих), человек.

14. Количество потерянных рабочих дней в случае временной нетрудоспособности на одного пострадавшего.

15. Доля населения, получающего пенсии (трудовые пенсии), процентов.

16. Расходы на здравоохранение, финансируемые не за счет личных домашних хозяйств (процентов).

17. Дети, которые не посещают школу (процент возрастной группы).

18. Производительность труда (темпы роста).

19. Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных слоев населения.

20. Темпы инфляции (индекс потребительских цен).

21. Занятость по отраслям экономической деятельности.

22. Доля заработной платы в ВВП, процентов.

Приложение N 3

Перечень конвенций Международной организации труда

1. Конвенция N 97 "О трудящихся-мигрантах" (1949 год).

2. Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 год).

3. Конвенция N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 год).

4. Конвенция N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма" (1964 год).

5. Конвенция N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969 год).

6. Конвенция N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 год).

7. Конвенция N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках" (1974 год).

8. Конвенция N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 год).

9. Конвенция N 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" (1976 год).

10. Конвенция N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 год).

11. Конвенция N 161 "О службах гигиены труда" (1985 год).

12. Конвенция N 175 "О работе на условиях неполного рабочего времени" (1994 год).

13. Конвенция N 183 "Об охране материнства" (2000 год).

14. Конвенция N 184 "О безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве" (2001 год).

Приложение N 4

Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения***

1. Валовой внутренний продукт.

2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в разрезе видов экономической деятельности:

"добыча полезных ископаемых",

"обрабатывающие производства",

"производство и распределение электроэнергии, газа и воды".

3. Инвестиции в основной капитал.

4. Индекс потребительских цен.

5. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия*.

6. Численность постоянного населения*.

7. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении*.

8. Суммарный коэффициент рождаемости.

9. Общий коэффициент смертности.

10. Коэффициент естественного прироста.

11. Денежные доходы (в среднем на душу населения).

12. Реальные располагаемые денежные доходы населения.

13. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (в целом по экономике, видам экономической деятельности).

14. Реальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике, в процентах к соответствующему периоду предыдущего года.

15. Медиана ряда распределения работников по размерам заработной платы (в целом по экономике, по видам экономической деятельности).

16. Минимальный размер оплаты труда.

17. Просроченная задолженность по заработной плате.

18. Доля оплаты труда наемных работников в валовом внутреннем продукте.

19. Доля оплаты труда наемных работников в валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности**.

20. Удельный вес тарифного заработка в общей сумме заработной платы.

21. Среднемесячный размер назначенных пенсий (номинальный, реальный).

22. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том числе по социально-демографическим группам населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

23. Отношение к прожиточному минимуму среднедушевых доходов всего населения, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, среднего размера назначенных пенсий.

24. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения.

25. Численность работников с размером заработной платы ниже прожиточного минимума.

26. Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных слоев населения.

27. Доля расходов на питание в потребительских расходах домашних хозяйств.

28. Численность экономически активного населения.

29. Распределение занятого населения по статусу.

30. Численность высокопроизводительных рабочих мест.

31. Количество лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.

32. Уровень зарегистрированной безработицы.

33. Число зарегистрированных безработных на одну вакансию, заявленную работодателями в государственные учреждения службы занятости населения.

34. Длительность поиска работы зарегистрированными безработными.

35. Средний размер пособия по безработице.

36. Численность граждан, трудоустроенных при содействии государственных учреждений службы занятости населения.

37. Направлено на профессиональное обучение государственными учреждениями службы занятости населения.

38. Численность иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу.

39. Численность иностранных граждан, получивших патент на осуществление трудовой деятельности у физических лиц.

40. Удельный вес численности работников организаций, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников (по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта и связи), в том числе женщин*.

41. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом*.

42. Численность лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями.

* Ежегодно.

** По 15 разделам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ежегодно).

*** В сроки, установленные федеральным планом статистических работ.

Поделиться
Рассылка свежих документов номера
Подписаться