Таким образом, реализован один из центральных пунктов программы президента Франсуа Олланда, благодаря которому, как многие считают, весной прошлого года ему удалось в ходе предвыборной борьбы с Николя Саркози за Елисейский дворец склонить чашу весов в свою пользу.
Правда, реализовать эту фискальную меру сразу после победы на президентских выборах, как надеялся Франсуа Олланд, не удалось. Первая версия законопроекта "налога на роскошь" была отвергнута Конституционным советом, который посчитал ее противоречащей основному закону Пятой республики. Однако французское правительство не отказалось от налога и решило его творчески переработать. В результате была предложена схема, по которой 75-процентным налогом будут облагаться не сами богатые граждане, а все предприятия, выплачивающие своим сотрудникам оклады свыше одного миллиона евро.
Надо сказать, что оба варианта закона вызвали бурную полемику. Сотни наиболее состоятельных французов, не желая расставаться со своими доходами, на протяжении уходящего года стали перебираться в страны с щадящим фискальным режимом. Многие в качестве убежища выбрали Англию, другие северного соседа - Бельгию. Среди них был, например, миллиардер и хозяин компании, производящей предметы роскоши LVMH Бернар Арно, который обратился к бельгийским властям с просьбой предоставить ему тамошнее гражданство, однако так до сих пор его и не получил. Куда больше повезло знаменитому актеру Жерару Депардье. В начале 2013 года он стал обладателем российского паспорта.
Против закона также активно выступили руководители профессиональных футбольных клубов. По их глубокому убеждению 75-процентный налог принесет им огромные убытки. Делегация профессиональной футбольной лиги пыталась уговорить Франсуа Олланда сделать для них исключение, но президент им в этом отказал.
75-процентный налог - мера временная. Он вводится на два года. По расчетам Министерства экономики, налог должен принести в государственную казну в 2014 году 260 миллионов евро, а в 2015-ом - еще 160 миллионов.