Теперь люди, берущие микрозаймы "до зарплаты", будут защищены наравне с теми, кто одалживает у банкиров. И с рынка могут уйти некоторые компании. Но пока они работают.
"РГ" напоминает, как распознать добросовестную микрофинансовую организацию и не "попасть" на "гобсековские" проценты. Пять профессиональных советов дает президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута.
Совет первый. Определиться с целью микрозайма. На российском микрофинансовом рынке сейчас представлены три базовых продукта. Они делятся на займы для малого бизнеса, потребительские и займы "до зарплаты". Исходя из целей взятия микрокредита, нужно сделать выбор конкретно под себя. Например, не залезать в потребительские займы, если деньги вам нужны для ведения бизнеса.
Совет второй. Убедиться, что компания действительно является микрофинансовой. Примерно половина кредиторов на российском небанковском рынке сейчас не входит в реестр микрофинансовых организаций. А значит, их деятельность никак не регулируется Центральным банком. У настоящей микрофинансовой организации в офисе вам всегда продемонстрируют свидетельство о включении в реестр с номером, печатью и гербом либо бывшей Федеральной службы по финансовым рынкам, либо Банка России.
Совет третий. Узнать о правилах выдачи займов. Они, в соответствии с российским законодательством, должны быть вывешены на видном месте в офисе микрофинансовой организации. И содержать четкие правила выдачи займов, всю информацию по кредитным продуктам. Если ничего этого в офисе нет, то в такую МФО обращаться не стоит.
Совет четвертый. Заранее определить, на какой срок вам нужны средства. Скажем, если вы занимаете на достаточно долгий срок, то в этом случае займ "до зарплаты" уже не подходит. Если же деньги одалживаются буквально на несколько дней на неотложные нужды, то такой займ может быть удобен. И во всех случаях важнее всего понимать, за счет чего вы будете отдавать долг!
Совет пятый. Выяснить, присоединилась ли микрофинансовая организация к институту финансового омбудсмена. Сейчас таких организаций на рынке уже не меньше десяти, в их число входят все крупнейшие компании. Об этом тоже можно узнать непосредственно в офисе. Это даст клиенту возможность в случае спора с кредитором обратиться с жалобой к финансовому омбудсмену. Практика показывает, что 90 процентов таких споров заканчиваются согласием сторон.