И кем же, Михаил, вы будете в предолимпийской премьере?
Михаил Богдасаров: А помните Осгуда Филдинга - чудака-миллионера, что влюбляется в Дафну-Леммона? У нас этого героя зовут Тофик, он бизнесмен, богач, наделенный чувством прекрасного, умеющий любить и ухаживать, по ходу сюжета он влюбляется в 18-летнего сноубордиста, в женском платье скрывающегося от преследователей. Сноубордиста, кстати, играет Саша Головин. Мы хорошо уживались в кадре: Саша, как и полагается его герою, немного придуривался, а мой персонаж не мог себе этого позволить. Наши сцены смотрятся отлично.
Как и олимпийский Сочи?
Михаил Богдасаров: Там сейчас необычайно красиво. В детстве меня мама возила в эти места, помню полную дикость, ничего, кроме леса, гор, а сейчас всюду цивилизация, в Сочи новая шикарная набережная. Наша группа жила в Олимпийской деревне в Красной поляне.
Сейчас идут съемки фильма по книге Леонида Енгибарова, где у вас тоже отнюдь не эпизод…
Михаил Богдасаров: Да, в фильме "С осенью в сердце" у меня роль в очень красивой новелле, когда главный герой приходит к знаменитому дрессировщику, которого я и играю. По роли мне надо идти в загон с тиграми, и эту сцену хотели сделать при помощи монтажа, но я договорился с дрессировщиком Багдасаровым, моим тезкой и другом, и буду теперь сниматься вместе с настоящими тиграми.
Так вам это не впервой, все еще помнят знаменитую рекламу шоколадок в цирке - "Ну что, успели?"
Михаил Богдасаров: "…Да, но, по-моему, это не наш номер!" Между прочим, Тимур Бекмамбетов снимал. Для меня реклама всегда была практически равна съемкам в фильме, настоящей творческой работой. Ведь кино, как такового, в начале 90-х не было никакого, по Мосфильму крысы бегали. А мы там снимали рекламу, я играл роли, и вспоминаю те годы с большой теплотой, потому что именно благодаря рекламе получил первую известность
А как актера она вас чему-то научила?
Михаил Богдасаров: Конечно. Ведь хорошая реклама снимается не за 3-4 дубля, как в кино, а извините, за 50! И все 50 раз нужно преодолевать в себе внутреннюю лень и прожить все эти 50 раз свою микророль заново с начала до конца. Это требует и профессионализма и устойчивого внимания. Я благодаря этим маленьким ролям учился играть большие, серьезные истории.
Но поначалу, в Театре кукол Образцова, прятали лицо за ширмой…
Михаил Богдасаров: Поэтому я и ушел из этого театра. Мне немного стыдно вспоминать наш последний разговор с Образцовым: я пришел к нему просить прощения за то, что меня не было на репетиции. Сергей Владимирович, мало того, что был потрясающим режиссером и продюсером своего времени - так он был еще и глубоко интеллигентным человеком. Он не ругался, лишь немного пожурил меня - а я, представив себе свое безвестное будущее, ушел, хлопнув дверью.
Но опыт театра Образцова вам потом пригодился.
Михаил Богдасаров: Да, я после этого 10 лет в театре-кабаре "Летучая мышь" играл вместе с огромной куклой, оживлял ее на сцене в спектакле "100 лет Кабаре".
А была еще и "Табакерка" - и Олег Павлович Табаков характеризовал вас так: "выйдет, блеснет - и растворится…"
Михаил Богдасаров: Просто актер должен сам быть автором и режиссером своей роли. Я артист характерный и должен быть разнообразным, исходя из того, что написано автором, а если история им недодумана - прояснить ее. Я всегда ищу даже в самой маленькой роли уникальность, типажность, стараюсь рассказать свою увлекательную историю.
У вас и внешность очень характерная - не надоело, что режиссеры часто используют вас в кино лишь как типаж "кавказской национальности"?
Михаил Богдасаров: Конечно, надоело. У меня даже комплекс "лица кавказской национальности" народился, но судьба все-таки предоставляла много разных возможностей и я не только такие роли играл.
Но один из самых запоминающихся персонажей - это все-таки Саид из "Времени танцора".
Михаил Богдасаров: Очень люблю эту роль. Саид получился персонажем сложным, объемным и тут велика заслуга режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе. Я тогда уже чуть ли не махнул на себя рукой, как на актера кино. Но Абдрашитов из тех режиссеров, что не смотрят на внешние данные, а помогают тебе выстраивать персонажа, историю, обстоятельства, помогают внутренне расположиться на пространстве роли, понять, про что играешь. Помню очень смешной эпизод с тех съемок: я пошел погулять по набережной - дело было в Феодосии - в том самом гриме, в котором снимался. По сценарию меня убивают, и я гулял в гриме, с "дыркой" в голове, совсем забыл про нее. И вдруг - компания женщин: "Ой, мужчина! Ой, а он убитый!"
Но мастера уровня Абдрашитова вам встречались, наверное, нечасто…
Михаил Богдасаров: Увы, да. Большинство наших режиссеров думают не о том, что они снимают, а как они будут это монтировать. Я, приходя к режиссеру и уважая его авторское право, всегда спрашиваю - нет ли к моему персонажу каких-нибудь обязательных пожеланий. И, что ужасно, мне чаще всего отвечают - "сыграйте, как вы понимаете". То есть, я играю, как понимаю, ему что-то не подойдет - он отрежет и склеит так, чтоб подошло. Ему главное, выучен ли текст.
А вы, закончив мастерскую Хотиненко на Высших режиссерских курсах, стараетесь идти другим путем? Опыт актера помогает?
Михаил Богдасаров: Когда актер строит роль, то невольно становится эгоистом, отстаивает интересы своего персонажа, начинает всех подстраивать под него. Став режиссером, я, приходя, как актер в чужую картину, вижу, какой в ней должна быть моя краска и продуктивней работаю на само произведение. Хотя, надо сказать, часто, глядя на себя в кадре, как режиссер, я часто бываю недоволен актером Богдасаровым, а тому не нравится, что Богдасаров-режиссер его "контролирует".
А ведь есть еще и Богдасаров-сценарист…
Михаил Богдасаров: Ему очень помогает Богдасаров-младший, мой сын Сергей, закончивший сценарный факультет ВГИКа. Мы время от времени сходимся и устраиваем мозговой штурм, пробуем себя в придумывании историй. Уже вырисовываются с десяток историй, например, комедийный боевик, люблю этот жанр.
Говорят, что комики в обычной жизни - люди жизни мрачные и унылые.
Михаил Богдасаров: Да, слышал подобное. Но я не такой абсолютно, я разный. Я очень люблю юмор, смешные случаи из жизни - мой конек, люблю свою семью, очень люблю готовить. И, конечно, пофилософствовать.
Михаил Богдасаров, заслуженный артист России.
Первую роль в театре сыграл в 1978 во вспомогательной труппе театра-студии на Красной Пресне, в кино - в 1985 " в фильме Сергея Колосова "Дороги Анны Фирлинг". В 1983 закончил ГИТИС (курс Сергея.Колосова и Людмилы Касаткиной), работал в Театре кукол Образцова, Театре-студии "Сфера", Театре-кабаре "Летучая мышь", Театре-студии Олега Табакова.
Снялся более чем в 180 художественных фильмах и сериалах, среди которых - "Курочка Ряба", "Время танцора", "Китайский сервиз", "Дальнобойщики", "Марш Турецкого", "Тайна Снежной Королевы", "Амазонки", "Золотой теленок", "Каникулы строгого режима", "Бедные родственники", "Петр Лещенко. Все, что было" и др. В 2010 закончил Высшие режиссерские курсы (мастерская В.Хотиненко) и как режиссер снимал сериалы "Семейный детектив", "Чугунск Style", "Неравный брак", "Ясновидящая".