Михаил Богдасаров: Актер должен сам быть автором и режиссером своей роли

Большинство его ролей - эпизодические, но все они такие, что не забудешь: перекупщик в "Курочке Рябе", бандит во "Времени танцора" и "Дневнике доктора Зайцевой", Наум Жирмунский в "Жизни и приключениях Мишки Япончика"…А вот в готовящейся к выходу в канун сочинской Олимпиады комедии "В спорте только девушки", снятой по мотивам знаменитой американской ленты с Джеком Леммоном, у актера Михаила Богдасарова - одна из основных ролей.

И кем же, Михаил, вы будете в предолимпийской премьере?

Михаил Богдасаров: А помните Осгуда Филдинга - чудака-миллионера, что влюбляется в Дафну-Леммона?  У нас этого  героя зовут Тофик, он бизнесмен, богач, наделенный чувством прекрасного, умеющий любить и ухаживать, по ходу сюжета он влюбляется в 18-летнего сноубордиста, в женском платье скрывающегося от преследователей. Сноубордиста, кстати, играет Саша Головин. Мы хорошо уживались в кадре: Саша, как и полагается его герою, немного придуривался, а мой персонаж не мог себе этого позволить. Наши сцены смотрятся отлично.

Как и олимпийский Сочи?

Михаил Богдасаров: Там сейчас необычайно красиво. В детстве меня мама возила в эти места, помню полную дикость, ничего, кроме леса, гор, а сейчас всюду цивилизация, в Сочи новая шикарная набережная. Наша группа жила в Олимпийской деревне в Красной поляне.

Сейчас идут съемки фильма по книге Леонида Енгибарова, где у вас тоже отнюдь не эпизод…

Михаил Богдасаров: Да, в фильме "С осенью в сердце" у меня роль в очень красивой новелле, когда главный герой приходит к знаменитому дрессировщику, которого я и играю. По роли мне надо идти в загон с тиграми, и эту сцену хотели сделать при помощи монтажа, но я договорился с дрессировщиком Багдасаровым, моим тезкой и другом, и  буду теперь сниматься вместе с настоящими тиграми.  

Так вам это не впервой, все еще помнят знаменитую рекламу шоколадок в цирке - "Ну что, успели?"

Михаил Богдасаров: "…Да, но, по-моему, это не наш номер!" Между прочим, Тимур Бекмамбетов снимал. Для меня реклама всегда была практически равна съемкам в фильме, настоящей творческой работой. Ведь кино, как такового, в начале 90-х не было никакого, по Мосфильму крысы бегали. А мы там снимали рекламу, я играл роли, и  вспоминаю те годы с большой теплотой, потому что именно благодаря рекламе получил первую известность

А как актера она вас чему-то научила?

Михаил Богдасаров: Конечно. Ведь хорошая реклама снимается не за 3-4 дубля, как в кино, а  извините, за 50! И все 50 раз нужно преодолевать в себе внутреннюю лень и прожить все эти 50 раз свою микророль заново с начала до конца. Это требует и профессионализма и устойчивого внимания. Я благодаря этим маленьким ролям учился играть большие, серьезные истории.

Но поначалу, в Театре кукол Образцова, прятали лицо за ширмой…

Михаил Богдасаров: Поэтому я и ушел из этого театра. Мне немного стыдно вспоминать наш последний разговор с Образцовым: я пришел к нему просить прощения за то, что меня не было на репетиции. Сергей Владимирович, мало того, что был потрясающим режиссером и продюсером своего времени - так он был еще и глубоко интеллигентным человеком.  Он не ругался, лишь немного пожурил меня - а я, представив себе свое безвестное будущее, ушел, хлопнув дверью.

184 роли в фильмах и сериалах сыграл Михаил Богдасаров

Но опыт театра Образцова вам потом пригодился.

Михаил Богдасаров: Да, я после этого 10 лет  в театре-кабаре "Летучая мышь" играл вместе с огромной куклой, оживлял ее на сцене в спектакле "100 лет Кабаре".

А была еще и "Табакерка" - и Олег Павлович Табаков характеризовал вас так: "выйдет, блеснет - и растворится…"

Михаил Богдасаров: Просто актер должен сам быть автором и режиссером своей роли. Я артист характерный и должен быть разнообразным, исходя из того, что написано автором, а если история им недодумана - прояснить ее.  Я всегда ищу даже в самой маленькой роли уникальность, типажность, стараюсь рассказать свою увлекательную историю.

У вас и внешность очень характерная - не надоело, что режиссеры часто используют вас в кино лишь как типаж "кавказской национальности"?  

Михаил Богдасаров: Конечно, надоело. У меня даже комплекс "лица кавказской национальности" народился, но судьба все-таки предоставляла много разных возможностей и я не только такие роли играл.

Но один из самых запоминающихся  персонажей - это все-таки Саид из "Времени танцора".   

Михаил Богдасаров: Очень люблю эту роль. Саид получился персонажем сложным, объемным и тут велика заслуга режиссера Вадима Абдрашитова и сценариста Александра Миндадзе.  Я тогда уже чуть ли не махнул на себя рукой, как на актера кино. Но Абдрашитов из тех режиссеров, что не смотрят на внешние данные, а помогают тебе выстраивать персонажа, историю, обстоятельства, помогают внутренне расположиться на пространстве роли, понять, про что играешь.  Помню очень смешной эпизод с тех съемок: я пошел погулять по набережной - дело было в Феодосии - в том самом гриме, в котором снимался. По сценарию меня убивают, и я гулял в гриме, с "дыркой" в голове, совсем забыл про нее. И вдруг - компания женщин: "Ой, мужчина! Ой, а он убитый!"

Но мастера уровня Абдрашитова вам встречались, наверное, нечасто…

Михаил Богдасаров: Увы, да.  Большинство наших режиссеров думают не о том, что  они снимают, а как они будут это монтировать.  Я, приходя к режиссеру и уважая его авторское право, всегда спрашиваю - нет ли к моему персонажу каких-нибудь обязательных пожеланий. И, что ужасно, мне чаще всего отвечают - "сыграйте, как вы понимаете". То есть, я играю, как понимаю, ему что-то не подойдет - он отрежет и склеит так, чтоб подошло. Ему главное, выучен ли текст.

А вы, закончив мастерскую Хотиненко на Высших режиссерских курсах, стараетесь идти другим путем? Опыт актера помогает?

Михаил Богдасаров: Когда актер строит роль, то невольно становится эгоистом, отстаивает интересы своего персонажа, начинает всех подстраивать под него. Став режиссером, я, приходя, как актер в чужую картину, вижу, какой в ней должна быть моя краска и продуктивней работаю на само произведение. Хотя, надо сказать, часто, глядя на себя в кадре, как режиссер, я часто бываю недоволен актером Богдасаровым, а тому не нравится, что Богдасаров-режиссер его "контролирует".

А ведь есть еще и Богдасаров-сценарист…

Михаил Богдасаров: Ему очень помогает Богдасаров-младший, мой сын Сергей,  закончивший сценарный факультет ВГИКа. Мы время от времени сходимся и устраиваем мозговой штурм, пробуем себя в придумывании историй. Уже вырисовываются с десяток историй, например, комедийный боевик, люблю этот жанр.

Говорят, что комики в обычной жизни - люди жизни мрачные и унылые.

Михаил Богдасаров: Да, слышал подобное. Но я не такой абсолютно, я разный. Я очень люблю юмор,  смешные случаи из жизни - мой конек, люблю свою семью, очень люблю готовить. И, конечно, пофилософствовать.

Досье

Михаил Богдасаров, заслуженный артист России.

Первую роль в театре сыграл в 1978 во вспомогательной труппе театра-студии на Красной Пресне, в кино - в 1985  " в фильме Сергея Колосова "Дороги Анны Фирлинг". В 1983 закончил  ГИТИС (курс Сергея.Колосова и Людмилы Касаткиной), работал  в Театре кукол Образцова, Театре-студии "Сфера", Театре-кабаре "Летучая мышь", Театре-студии Олега Табакова.

Снялся более чем в 180 художественных фильмах и сериалах, среди которых - "Курочка Ряба",  "Время танцора", "Китайский сервиз", "Дальнобойщики", "Марш Турецкого", "Тайна Снежной Королевы", "Амазонки", "Золотой теленок", "Каникулы строгого режима", "Бедные родственники", "Петр Лещенко. Все, что было" и др. В 2010 закончил Высшие режиссерские курсы (мастерская В.Хотиненко) и как режиссер снимал сериалы "Семейный детектив", "Чугунск Style", "Неравный брак", "Ясновидящая".