Самая европейская передача в СССР выходила в эфир 15 лет. Для своего времени она была в некотором роде окном в Европу, мечтой о шикарной жизни, воплощенной сначала в черно-белом, а затем - и в цветном изображении. Даже поляки, смотревшие "13 стульев" через Интервидение, были довольны.
Несколько любопытных фактов о "Кабачке" - в сегодняшнем обзоре "РГ".
По воспоминаниям современников, идею передачи первым высказал актер Александр Белявский, в то время участвовавший в съемках легендарного многосерийного фильма "Четыре танкиста и собака".
Непосредственно работа над передачей началась с небольшой семейной стычки. Зоя Зелинская - актриса московского Театра сатиры - всегда была в курсе дел мужа, заведующего труппой. В тот вечер Георгий Зелинский как обычно разбирал накопившиеся за день бумаги, Зоя Николаевна заглянула ему через плечо: "А это еще что?". Зелинский отмахнулся: "Да так, ерунда. Приходили телевизионщики, предлагают экранизировать шутки из польских юмористических журналов. По-моему, какой-то винегрет. Все режиссеры отказались, а мне было неловко как-то сразу. Откажусь…".
Как вспоминает сама Зелинская, ей материал понравился. Но, поняв, что одной ей мужа не убедить, она подключила к делу "тяжелую артиллерию" в виде Ольги Аросевой (она еще с 1950-х была одной из ведущих актрис Театра сатиры).
Женское чутье не подвело: в итоге на свет появилась одна из самых популярных программ советского телевидения.
Первоначально программа называлась "Добрый вечер". А название, которое было знакомо каждому советскому телезрителю, появилось через год после выхода первого выпуска в эфир.
Существует несколько версий того, откуда взялись стулья.
Один из редакторов передачи Анатолий Корешков вспоминает: "Я предложил "13 стульев", потому что было в кабачке ровно 13 персонажей и 13 стульев стояло на съемочной площадке". Сначала этот вариант названия не приняли.
Белявский (он стал первым ведущим телепередачи) в одном из выпусков объявил конкурс среди телезрителей. Потенциальному победителю даже был обещан ящик дефицитного чешского пива. В редакцию приходили сотни писем. Среди предлагаемых названий были такие как "Подвальчик чудаков", "Забегаловка", "Шалаш Ильича" и многие другие.
Авторы программы при всем изобилии решили вернуться к предложенному вначале варианту "13 стульев". Лишь спустя почти 40 лет тайна была раскрыта: "победившее" название якобы придумал телезритель из Воронежа - в его роли выступил Виктор Заявлин постоянный автор программы, писавший юморески. Обещанное пиво ему вручили - правда, согласно "сухому закону", все бутылки в ящике были пусты.
Кстати, "буржуазное слово "кабачок" не сразу появилось в официальной версии названия программы - долгое время она именовалась как "Театр телевизионных миниатюр "13 стульев". В 1973 году газета "Правда" впервые открыто упомянула в заметке полное название телепередачи. С тех пор "кабачок" фигурировал и в титрах передачи.
Главные роли завсегдатаев кабачка исполняли, в основном, артисты московского академического Театра сатиры, худруком которого сегодня является Александр Ширвиндт.
Театр сатиры был образован 1 октября 1924 года. В первые годы в его репертуаре преобладали произведения, которые нельзя назвать пьесами как таковыми - это были пародийные обозрения на темы политики, бытовых проблем.
Вот что писали о театре газеты того времени. "...Сила обозрения - в его крепко завязанной связи с московским бытом; вокруг основного мотива об уплотнении вырастает ряд анекдотов и острословия, многие из них станут ходячими и будут повторяться в Москве...", - считал автор "Правды". В издании "Жизнь Искусства" полагали, что обозрение московского быта, с которым дебютировал театр, не так хорошо, поскольку "в нем много от интимного, закрытого артистического "капустника" былых времен, в нем слишком много интеллигентского варения в собственном соку и узкокружкового литературного подхода к современному московскому быту. Но все это подано с таким сверкающим остроумием, но все это сделано так весело и легко, что невольно прощаешь эти первые ошибки на новом трудном пути".
Георгий Зелинский ради "Кабачка" ушел из театра. Хотя телепередача выходила раз в месяц, репетировали актеры почти каждый день, трижды в неделю - минимум. И если театр был на гастролях - телевизионщики следовали за ним. Иногда даже снимали в чужом городе.
В миниатюрах "Кабачка" снимались такие мэтры отечественного кино, как Ольга Аросева, Михаил Державин, Спартак Мишулин, Георгий Вицин и многие-многие другие.
Ольга Аросева (пани Моника) рассказала как-то, что однажды американские статистики подсчитали, что расход электроэнергии от включенных телевизоров больше всего был во время передачи "Кабачок "13 стульев".
Даже Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, труппе которого принадлежало большинство завсегдатаев "Кабачка", при всей нелюбви к телепостановке (по словам Михаила Ширвиндта, "Плучек физиологически ненавидел "Кабачок 13 стульев", просто в обморок падал от ненависти") не мог ничего поделать с популярностью передачи.
"Это была первая народная телевизионная передача с постоянными героями, с единством места, композиции стиля. Для большинства телезрителей наши дурашливые, порой наивные сценки и репризы служили своего рода отдушиной в их зарегламентированной жизни, оазисом, светом в телевизионном окошке, обычно зашоренном глухим официозом", - вспоминает Михаил Державин (пан Ведущий).
Кстати, в 1969 году программу чуть было не постигли серьезные перемены. Редакторы, подбиравшие миниатюры, видели, что "Кабачок" выдыхается: все польские журналы переведены, все шутки прозвучали с экрана. Авторы решают заменить одних завсегдатаев на других - под новые образы будет легче придумать текст, полагают они. Актеры, играющие панов и пани, обращаются в партком и в итоге театру выставляют ультиматум: если в "Кабачок" возьмут других актеров - театр сатиры перестанет сотрудничать с центральным телевидением. Редактор Анатолий Корешков спешно вылетает в командировку: в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР - за новыми шутками.
Позднее, когда "Кабачку" требовалась свежая кровь, на два-три выпуска в нем появлялись Васильева из МХАТа, Лилия Юдина из Малого театра, Наталья Богунова из театра Моссовета. Надолго не прижился никто. По словам стоявшего у истоков Корешкова, актеры из сложившейся уже труппы при появлении "чужака" так играли сцену, что гробили нового персонажа.
Когда телепередача завоевала популярность, ее участников стали чаще называть как персонажей "Кабачка", чем собственными именами.
К 1974 году такая популярность выходит актерам боком: их перестают снимать в кино, так как у зрителя неизбежно перед глазами возникает образ "пана" или "пани". "Нас называли халтурщиками. Мы были неуважаемы в своей семье в своем коллективе, потому что мы вроде бы занимались несерьезным делом. Сейчас это популярно, все понимают, что необходимо выходить на экране - тогда этого не понимали, не брали в кино, потому что на тебе ярлык "пани", - рассказывала Валентина Шарыкина (пани Зося).
Популярность была такой, что, по словам свидетелей эпохи, советские парикмахеры осваивали кудряшки "под пани Катарину", а швеи принимали заказы на костюм "как у пани Терезы". Именно благодаря "Кабачку" во многих квартирах появились бамбуковые занавески в дверных проемах.
Наталья Селезнева (пани Катарина и знаменитая Лида из "Операции Ы") воспоминает: "Моя подруга привезла из Франции очень красивый костюм - мини-юбку и блузку - и дала мне надеть на съемку. Я первая появилась на экране в мини-юбке, в ультрамодном костюме. И меня за это руководство телевидения лишило гонорара. Я была оштрафована за длину юбки, но зато сколько я получила писем от своих поклонников!".
Что характерно, страсти кипели и на экране, и за кадром. К 1973 году сериал-спектакль превратился в мыльную оперу. По сюжету сложились пары между пани и панами, и вся страна следила не только за экранизацией анекдотов, но и за перипетиями этих романов. Кипели страсти и на съемочной площадке. Так, Спартак Мишулин (пан Директор) со своей будущей супругой познакомился в телецентре - она работала монтажером в программе "Время", а он, как постановщик "Кабачков", частенько посещал монтажную. А вот Зелинские - Зоя (пани Тереза) и Георгий (режиссер) - напротив, развелись.
Кстати, поговаривают, что Леонид Ильич Брежнев был большим поклонником программы и старался не пропускать свежие выпуски. Когда его спрашивали, что он смотрит, он отвечал, что когда есть возможность, смотрит программу "Время" и "Кабачок".
За 15 лет в эфир было выпущено 133 выпуска спектакля-сериала. Съемки были прекращены в ноябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше.
В августе-сентябре 1980 года на судоверфи имени Ленина в Гданьске, где строили корабли по заказу РСФСР, было создано польское объединение профсоюзов "Солидарность". Это массовое движение антикоммунистической направленности объединило самые разные политические силы. КПСС расценивали происходящее как "беспрецедентный по масштабам забастовочный террор". Москва впервые за последние семь лет начинает глушить западные радиостанции.
Забастовки рабочих, возглавляемые электриком и будущим президентом Польши Лехом Валенсой, были подавлены после введения военного положения министром обороны страны Войцехом Ярузельским. "Советский фактор" в принятии Ярузельским решения о введении военного положения до сих пор является предметом дискуссий. Так или иначе, но продолжение юмористического сериала в сложившихся условиях не представлялось возможным.
Актеры "Кабачка" в это время репетировали 134-й выпуск передачи. Телепередачу с ее неизменными панами признают политически некорректной, и хотя никакого официального заявления о закрытии не было сделано, в эфир "Кабачок" больше не выходит.
По разным данным, сегодня в архивах сохранилось от 8 до 11 выпусков "Кабачка": первые программы шли в прямом эфире и не записывались, более поздние хоть и записывались, но из-за дефицита пленки затирались свежими выпусками.