Юлия Липницкая стала чемпионкой Европы по фигурному катанию

Первым, кого я встретил утром сегодняшнего приятного дня, была Аделина Сотникова. Ненакрашенная, ненамазанная, а просто спешащая вниз на лифте после встречи со своим тренером Еленой Германовной Буяновой-Водорезовой, живущей со мной в одной гостинице.

Легкий капюшон закрывал пол лица. И все равно была и улыбка, и глазки умные, озорные. Хорошие у нас выросли девчонки. Жаль не добрались до вершины Софья Бирюкова и Лиза Туктамышева. Но есть же выступающие здесь Юлия Липницкая, Алена Леонова, которая чуть постарше, совсем маленькая Лена Радионова - такая светлая и умная, что просто боишься, как бы эта вся лучезарность, доброта, умение общаться с людьми вдруг у нее не пропали.

Я помню, как маленькая Аделина ездила по стране на все состязания с мамой. Как та переживала, если что-то не удавалось. Но удавалось больше, потому что, еще не закончив школу, Сотникова успела четыре раза выиграть чемпионат России. И это при той страшной конкуренции, которая буквально радостно захлестнула наше женское, нет, точнее девичье фигурное катание.

Странное чувство приходит на этом европейском первенстве в Будапеште. Тут что-то незаметно никаких иных открытий, кроме российских. Вроде бы никто, в отличие от танцев на льду, не отказался от участия, а любоваться пока некем.

Кроме наших и Каролины Костнер, чьи платья от кутюр как нельзя лучше подходят итальянской красавице - чемпионке, объявившей: мой последний старт в Сочи. Вот такие умницы раньше и зачитывали приветствия на комсомольских съездах. По красотке - итальянке плачут все мировые ледовые шоу. А она, как не истинная, а истая спортсменка все рвется и рвется в бой, соперничая со школьницами. Но школьницами - не по фигурному катанию, по жизни. И Каролина в очередной раз пыталась внушить им, в частности Аделине и Юлии, что выигрыш короткой - ничего не значит. Частенько ей это удавалось. Например, на чемпионате мира-2012 в Ницце, когда ей в последние несколько мгновений произвольной удалось оттеснить нашу Алену Леонову на второе место. И, кстати, после этого тяжелого удара Леонова так высоко не поднималась, да и здесь, в Будапеште, пристроилась четвертой, сетуя - про себя - на то, что относительно невысокий по сравнению с Юлией Липницкой рейтинг вряд ли позволит снова рвануть в призеры.

18 выступлений "остальных" фигуристок были просто репетицией, даже не генеральной, перед шоу последней великолепной шестерки. И появление Сотниковой могло бы сразу стать финалом этого длиннющего, затянувшегося на бесполезно-драгоценные часы женской ледовой битвы. Но не стало. Аделина, сделав один прыжок каскада, не сумела справиться со вторым и потом долго "гонялась" за ним, пока все-таки не сделала. Но лучшим прокатом это назвать было никак нельзя. И с первого места она перешла на заслуженно выстраданное второе.

Костнер вышла вся в черном. И этот цвет стал словно трауром по предстоящему - вскоре - уходу. Невысокие прыжки без былого взмывания в воздух. Бабочка, потом падение. То ли не хватило сил, то ли берегла их для чего-то иного. И все равно постоянно улыбалась загадочной улыбкой, которую мог бы запечатлеть и Леонардо. Каролина третья и сказала мне, что счастлива. Можно ли верить женщинам после этого (и всего другого)?

Алена Леонова с красным бантом в волосах выглядела, конечно, не Каролиной Костнер, но старшей сестрицей, вышедшей потягаться с младшенькими. И с каким взрослым осознанным вдохновением. Но споткнулась, потеряла кураж и осталась четвертой.

И, наконец, появилась Липницкая - совсем юная, пятнадцатилетняя и вся в красном. Она поражала девичьей непосредственностью, смешанной с абсолютным мастерством. Ни разу не ошиблась. И выиграла настолько уверенно, что и представить трудно. Показала второй результат по набранным баллам за всю историю женского фигурного катания. Опережает ее лишь чемпионка Ванкувера кореянка Ю-На Ким. Как о многом это говорит перед Сочи.

А что скажет тренер

Этери Георгиевна Этаберидзе тренировала у нас, потом шесть лет в США, и снова у нас. У нее целая плеяда учеников. Но что скажет Этери о первой своей чемпионке Европы?

- Юлия еще до конца не поняла, что случилось. Но когда увидела оценки, не выдержала, не усидела на месте. И хотя мы долго ее уговаривали: "Расплакалась, ну и что, не стесняйся", все равно взяла и убежала. Спряталась и, отплакавшись, вернулась.

- Кажется, у вас с ней нет никаких проблем?

Этери Тутберидзе: В прошлом году было трудно. Наступали какие-то сложные моменты. И я поняла, что мне не обойтись без поддержки Юлиной мамы. И та взялась за дело. Нагрузки у Юли большие, столько переездов, перелетов. Надо следить за питанием. И мама по моей просьбе занялась покупкой нужных для дочки продуктов.

- А как вы со своими учениками общаетесь? Как заставляете выкладываться? Говорят, у вас с этим строго.

Этери Тутберидзе: Все ученики - разные. С каждым - свое.

- Сережа Воронов говорил мне, будто иногда звучат и очень сильные слова. Но говорил это с одобрением.

Этери Тутберидзе: Приходится искать подходы. Даже приезд на соревнования, заселение - тоже моменты специфические. Например, с Юлей приходится быть очень осторожной. Мы приезжаем, на следующий день тренируемся, а потом назавтра - сразу соревнования. Ей надо быть очень аккуратной с едой, чтобы ничего не испортить.

- Наверно, ей трудно восстанавливаться после короткой программы.

Этери Тутберидзе: Да, и поэтому очень здорово, что здесь между короткой и произвольной был день отдыха. А после короткой она тут, в Будапеште, была пустой, опустошенной, но дня хватило.

- Юля еще не сформировалась, что будет если вдруг полнота…?

Этери Тутбридзе: В спорте нельзя загадывать. Особенно в современном. Живи сейчас. И делай все, никаких откладываний на завтра. Предсказания - не для большого спорта.

- У вас большая школа. Как справляетесь?

Этери Тутберидзе: А вот тут я бы очень хотела, чтобы вы написали о нашей Федерации. Мы еще только подумаем, а у нас уже все есть. Спасибо Горшкову, Писееву и заместителю министра Нагорному. Без них мы бы так не смогли.

- Известно уже когда приезжаете на Олимпиаду в Сочи?

Этери Тутберидзе: Действуем все по той же схеме. Думаю, Юле по силам выступить и в командном, и в личном турнирах. Ведь между ними большой перерыв. Успеет восстановиться.

- А где она сейчас?

Этери Тутберидзе: Убежала. Надо найти, посидеть вместе, объяснить, что она совершила.