Смоленские власти признали дорожную реформу успешной

На встрече с журналистами первый заместитель губернатора Смоленской области Михаил Питкевич назвал успешной реформу дорожной отрасли, которую администрация региона начала в 2012 году.

Главной задачей масштабной реформы было повышение эффективности дорожных работ. Власти создали государственное казенное предприятие "Управление областных автодорог" ("Смолавтодор"), включив в его состав в качестве филиалов, лишенных хозяйственной самостоятельности, 24 районных дорожных ремонтно-строительных управления (ДРСУ). Новое предприятие получило возможность заниматься строительством и ремонтом дорог через государственное задание, то есть чиновники избавились от необходимости выставлять дорожные работы на открытые аукционы и взяли под полный контроль расходы дорожного фонда.

Несмотря на то, что главная причина, побудившая руководство Смоленской области заняться централизацией в дорожной отрасли, уже в 2014 году потеряла актуальность (на смену госзакупкам пришла федеральная контрактная система), первый вице-губернатор Михаил Питкевич считает произошедшие перемены положительными.

- Толчком к этой реформе послужила проверка финансовой документации ДРСУ, в ходе которой выяснилось, что документально подтверждаются 3-7 процентов платежей, - рассказал он. - Чиновник областной администрации, курирующий отрасль, по телефону сообщал бухгалтеру ДРСУ, кому нужно перевести деньги - без всякого договора. И это были не единичные случаи, это была система, работающая по всей Смоленской области.

Решение лишить самостоятельности ДРСУ и включить их в состав областного госучреждения понравилась далеко не всем специалистам. Высказывались опасения, что порядка больше не станет, просто в Смоленске появятся новые высокооплачиваемые бюрократы, которым не будет дела до проблем в далеких смоленских поселках. В районах ДРСУ являлись не только экономической базой (кое-где - крупнейшим налогоплательщиком), но и выполняли важную социальную функцию - обеспечивали работой местное население. Поскольку практически все реформы сопровождаются оптимизацией штатного расписания, в этом случае также боялись сокращений, увольнения рабочих.

Михаил Питкевич признал, что недовольные реформой есть - в первую очередь, руководители ДРСУ, лишившиеся возможности принимать самостоятельные решения. Опасения, которые высказывали полтора года назад главы муниципальных районов и другие заинтересованные лица, в общем, также были небеспочвенными - оперативно решить проблему, возникшую у муниципальных властей, порой оказывается сложно. Например, прошел сильный снегопад - и нужно дозваниваться в Смоленск, чтобы выслали технику. По мнению первого вице-губернатора, постепенно взаимодействие наладится, и сбоев не станет.

- Я считаю реформу успешной, поскольку в настоящее время в регионе создана государственная организация, представляющая собой реальную силу, - пояснил Михаил Питкевич. - Это уже не разрозненная техника, которая стоит где-то на территории области, но реально не работает, а мощное предприятие, оснащение которого действительно позволяет обслуживать дорожную сеть Смоленской области и участвовать в конкурсах на обслуживание федеральных магистралей, проходящих по территории региона.

Первый вице-губернатор сообщил, что создание единого дорожного холдинга позволяет сэкономить бюджетные средства при закупке ГСМ, асфальта, песка, гравия, запчастей - просто потому, что теперь закупками занимается крупный покупатель, которому предоставляются скидки.

- Раньше ДРСУ обслуживало дороги только своего района: машина выехала на трассу, которая проходит по территории пяти муниципальных образований, посыпала ее песком до границы с соседями и отправилась обратно вместе с песком, - рассказал Михаил Питкевич. - В масштабах области такие перепробеги выливались в астрономическую сумму, и самое неприятное здесь то, что эти деньги в буквальном смысле уходили в никуда. В общем, если посчитать финансовую выгоду от централизации, думаю, она будет исчисляться в сотнях миллионах рублей, и все эти деньги дополнительно направляются на ремонт и содержание дорог.

Кстати

Объем дорожного фонда в 2013 году составил около четырех миллиардов рублей, при этом 1,3 миллиарда рублей было направлено на содержание дорожной сети, протяженность которой превышает восемь тысяч километров. Остальное использовано для приобретения новой техники, покрытия ранее полученных из федерального бюджета дорожных кредитов, а также на выполнение мероприятий областного плана ремонта и строительства дорог, который администрация региона формирует вместе с депутатским корпусом.