22.01.2014 23:22
    Поделиться

    76-летний художник превратил районный центр в картинную галерею

    В путеводителях про Боровск пишут, что здесь князь Дмитрий Пожарский собирал свое ополчение. Что сюда привезли опальную боярыню Морозову, что здесь находился в заточении протопоп Аввакум, при отступлении ночевал Наполеон, а Циолковский учительствовал тут целых 12 лет.

    Но с недавних пор путеводители рекламируют еще одну достопримечательность: все эти исторические события, и не только, можно увидеть на стенах старинного города. Самодеятельный художник Владимир Овчинников нарисовал 120 фресок на обшарпанной штукатурке, мертвых окнах и кривых заборах. Сюда приезжают на пленэры столичные студенты-фотожурналисты и художники. "Наш Сикейрос" - так любовно называют Овчинникова экскурсоводы. Правда, экскурсоводы молчат, что дома разрушаются, краски выцветают, а фрески безжалостно закрашиваются.


    Эдуард Циолковский наблюдал в Боровске комету, о которой сообщил в Париж. Фото:Юрий Снегирев/РГ

    Город-герой

    Нет ничего лучше, чем прогуляться по морозному Боровску. С высокого холма (здесь когда-то был Кремль, а теперь торговые ряды) взгляд скользит до горизонта. Тут и там впиваются в небо колокольни. Их звон в солнечном воздухе переливается и затихает. Маленькие купеческие дома выстроились вдоль крутого спуска. Из труб валит белый дым. Тут и там на облупленной штукатурке картины. "Глобус Боровска" - все достопримечательности города на одной стене. На прохожих со своей нарисованной лавочки глядит сквозь время Константин Эдуардович Циолковский. Математик Чебышев с циркулем в руках решает сложную задачу. Старец Аввакум грозит двумя перстами. Степенная купеческая семья пьет чай на фоне церквей. Седобородый беззубый огородник поднимает огурец, размером с дыню. Мчится белоснежная тройка с картины "Эх, Родина волшебная!". На стене хлебозавода посреди пшеничного поля высится храм. Супруга мастера боровская поэтесса Эльвира Частикова начертала:

    Эта улица пахнет хлебом -

    От пекарни, булочной, даже

    От рисованного пейзажа,

    Где венчается поле с небом!


    Фото:Юрий Снегирев/РГ

    И тут же я вспомнил замечательный советский фильм Виктора Прохорова "Серафим Полубес и другие жители земли", про художника - представителя наивного искусства, картины которого едут в Париж. Фильм, между прочим, снимался в Боровске.

    Бывал я в разных городах Европы. Настенная живопись там не редкость. Иногда очень даже остроумная и красивая. Черные кошки, трубочисты и ремонтники, пейзажи и натюрморты. Но нет там единой мысли, единого героя. А тут главный герой - это Боровск. Его история и современность. Что тут говорить - красиво и уютно.

    Кустарь-одиночка

    Первую настенную картину Овчинников нарисовал весной 2002-го с благословения тогдашнего мэра Александра Егорова. Она называлась "Плачущее небо под ногами". Овчинников обошел местных художников - членов Союза и таких же, как он, самоучек - и предложил поучаствовать в оформлении города.

    - А платить будут? - был первый вопрос.

    - Нет...

    Не все отказывались по меркантильным соображениям. Кто-то считал и до сих пор считает, что вмешиваться в замысел архитектора художнику не следует. Кто-то не решился брать на себя такую ответственность, ну а кто-то просто восстал против техники нанесения рисунка - ни грунта тебе, ни специального защитного покрытия.

    Мэру затея понравилась, и он выделил Овчинникову целую тысячу рублей на краски: дерзай! Конечно, не все картины художник рисовал на свою пенсию инженера-строителя. Директор хлебопекарни после росписи выдала ему под роспись 5 тысяч рублей в конверте. А хозяева трех строительных магазинов снабжали его красками и малярными кистями. Овчинников быстро стал такой же достопримечательностью Боровска, как и его картины. Его часто обступали экскурсанты, и он со своей стремянки давал автографы.

    В 2005-м в московском Центральном доме художника с успехом прошла выставка "Параллельный город Владимира Овчинникова и Эльвиры Частиковой". Но потом все изменилось.


    Наполеон при отступлении после битвы под Малоярославцем вернулся в Боровск и провел там ночь в доме купца Большакова. Фото:Юрий Снегирев/РГ

    - Я больше в городе не пишу! - заявил мне с порога Владимир Александрович. - Уже шесть лет. Вот только на соседском заборе иногда, когда вдохновение нахлынет...

    Что же стряслось с боровским Сикейросом?

    Обратная сторона стелы

    В Боровске сменился мэр. И надо же было тому случиться, что Владимир Александрович как раз в это время загорелся созданием монумента в память погибшим боровчанам не только в Великой Отечественной, но и от сталинских репрессий. Проект самоучки опубликовала районная газета "Боровские известия". Сам монумент - это гигантская горящая свеча, на которой выбиты фамилии жертв. А в пламени образ то ли Родины-матери с младенцем на руках (как утверждает Овчинников), то ли Богородицы (как утверждают остальные). Вместо правого глаза у нее горит красная звезда - символ военных потерь. А левый прикрыт тюремной решеткой - символ жертв политических репрессий.

    - В Боровске после крестьянского восстания 1918 года был расстрелян 21 человек! - волнуясь рассказывает мне Владимир Александрович. - В 37-м 110 человек расстреляли! Плюс 1500 "лишенцев". Репрессии коснулись каждого четвертого боровчанина! Как же об этом забыть?

    Честно говоря, образ в пламени немного смахивал на Терминатора, но я не стал говорить об этом пенсионеру. В Боровске на улице Ленина уже есть памятник погибшим в Великой Отечественной войне со стелой и Вечным огнем. Вот там-то Овчинников и применил свой талант: нарисовал памятник на обратной стороне стелы. Вроде как с площади не видно. Но хорошо было видно выходящим туристам из краеведческого музея. Свеча-терминатор прогорела ровно месяц. Потом пришла бригада маляров и потушила ее. Так началось противостояние художника и власти.

    Опять сменился мэр (для маленьких городков это явление обычное: выборы - банковский кредит на выполнение предвыборных обещаний - банкротство - отставка). Но Овчинников был еще полон сил. На территории автобазы находился некогда величественный Покровский собор. Его использовали под склад и ни за что не хотели отдавать общине. Собор разрушался на глазах. Тогда Овчинников задумал диптих "Россия возродится!". Слева на стене под газовыми трубами нарисовал московский храм Христа Спасителя, а перед ним - тогдашнего мэра Лужкова в кепке. А справа - разрушающийся храм и на его фоне губернатора Калужской области Артамонова. Прошел месяц. Никакой реакции. Тогда Овчинников залез на стремянку и дописал картину одной фразой: "А вам слабо?" Конечно пришли маляры...

    Но храм передали-таки старообрядческой общине и стали потихоньку реставрировать. "Окна РОСТа" сработали.

    А потом Овчинников задумал замахнуться на святое - на памятник Ленину! Вынес это предложение на градостроительный совет. Там идею поддержали. Тем более что шла реконструкция площади. Памятник под плач и протесты коммунистов перенесли в сторону - в хвойничек возле Вечного огня. А на месте постамента нашли человеческие кости. Скандал вышел далеко за пределы Боровска.

    Приехали археологи. Кости оказались монашескими захоронениями XVIII века. Реконструкция площади сильно затянулась. На Овчинникова посыпались упреки и обвинения. В местной прессе его называли "творческим хулиганом" и призывали художника завязывать с несанкционированным раскрашиванием стен.


    "Глобус Боровска" - самая трудоемкая картина Овчинникова, где собраны воедино все достопримечательности города, осквернена хулиганами. Фото: Юрий Снегирев/РГ

    Пришли маляры и закрасили одну из лучших эпических работ мастера "Пожарные". Сделал это не мэр - к тому времени, как вы догадались, он уже сменился. Вероятно, хозяин здания. Ведь ни одна картина Овчинникова не имеет под собой твердой почвы. Так, самодеятельность одна. Даже на заборе у своего дома художник рисует с разрешения хозяина - местного "олигарха". Захотел - нарисовал. Другой захочет и закрасит. Но самым обидным поражением Овчинников считает глумление над композицией "Старый город". Была на улице Коммунистической возле Благовещенского собора глухая стена с маленькой черной дверцей. Овчинников стену расписал видами Боровска. А на черной двери нарисовал голого карапуза, уходящего в эту самую дверь. Эльвира Частикова сложила четверостишие к этому мурализму (так называется монументальная живопись по-научному):

    Будущее - голый мальчик -

    Вертит ключиком в замке.

    А земля летит, как мячик.

    И века - все в кулачке.

    Пришли маляры... Мурализм в целом устоял, но мальчика закрасили. Чтобы не оскорблял голой попкой чувств верующих.

    Свято место

    Кстати, о будущем. Его могут лишиться все городские картины Боровска. И виноваты тут не мэры со злопыхателями. Время - вот главный враг штукатурки и малярной краски. Боровск - не Москва, и выхлопные газы здесь не так интенсивно въедаются в живопись, но 10 лет - предельный срок жизни уличной картины. Он как раз и подошел. Уличные мародеры (я по-другому не могу назвать молодых самодеятельных художников, работающих в стиле "граффити") уже изуродовали черной краской "Глобус Боровска". На месте закрашенных "Пожарных" тоже появилось граффити. Свято место пусто не бывает! Так что же делать? Опустить кисти, как это сделал Овчинников? Или спасать настенную живопись?

    - Мне очень нравятся первые работы Овчинникова - наши боровские пейзажи, - рассказывает мне член боровского общества охраны памятников Нелли Лешкарева. - Они очень уместны. Но вот портреты... Я оговорюсь: это лично мое мнение! Например, с головой у адмирала Синявина что-то не то. Как-то она вбок выросла.

    - Но работы Овчинникова привлекают туристов! Внимание к городу - это всегда полезно! Можно и бюджет наполнить. А тут за последнее время 16 работ уничтожено...

    - Да что картины! Тут дома исторические рушат! В апреле снесли старинный купеческий дом по улице Володарского. Хотя он стоял в охранной зоне с пометкой "здания и сооружения, подлежащие обязательному сохранению". До этого разрушили дома на Калужской и Коммунистической. Один дом на площади Ленина собирались снести, и депутаты согласие дали, но мы отстояли. Хотя он в плачевном состоянии и нужны деньги на ремонт. Еще три старинных дома сожгли - понадобились участки. Все эти дома - наша история.

    Вот уже полгода как у Боровска новый мэр. Точнее, врио - Михаил Климов. Именно от него будет зависеть - жить ли картинам Овчинникова на стенах Боровска или принять смерть от бригады маляров. Краски-то выцветают, штукатурка отваливается. Да и сам художник уж не поднимется на стремянку. 76 лет все-таки. Овчинников нашел было ученика. Но кто бесплатно сейчас будет лазить по стенам?

    Вот я и предлагаю: признать официально картины Овчинникова достоянием города. Выдать им паспорта, охранные грамоты. Денег на это много не потребуется. Если что, купечество краской поможет - я с хозяевами магазинов говорил.

    А пока картины еще живут, приглашаю вас в Боровск. Город - картинную галерею. Вход бесплатный. И не забудьте фотоаппарат.

    Из досье "РГ"

    Владимир Овчинников родился в Душанбе в 1938 году. Вскоре отца репрессировали. Дали 10 лет лагерей за антисоветскую пропаганду. Тем не менее Владимиру удалось получить высшее образование. Он стал кандидатом экономических наук. Жил и работал в Москве инженером-строителем, потом экономистом. В 1998-м вышел на пенсию и переехал в Боровск. Здесь попробовал писать картины - получилось.

    Жена - поэтесса и детская писательница Эльвира Частикова. Это ее портрет вы видите на снимке за спиной художника. Бывшая медсестра и библиотекарь. Член Союза писателей. Заслуженный работник культуры. Познакомились они в библиотеке, где Эльвира тогда работала. Бросив семьи и детей, соединились. Симбиоз поэзии и живописи сложился неслучайно: Эльвира - муза художника.

    Почти все настенные произведения Овчинникова имеют не только собственные названия, но и поэтическое продолжение.

    Поделиться