Госпрограмма была утверждена в ноябре 2012 года. Зачем потребовалось ее обновление? Во-первых, в связи с изменениями, внесенными в октябре прошедшего года в порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ. Они потребовали уточнения содержания госпрограмм, изменили структуру документа - введены, например, такие новые элементы, как паспорта подпрограмм, а информационно-аналитическая часть теперь перенесена в дополнительные и обосновывающие материалы. Во-вторых, внесены изменения и в связи с оптимизацией бюджета - общее финансирование программы сокращено со 108,38 млрд руб. до 103,16 млрд. Сокращения коснулись бюджетного периода до 2016 года включительно.
Скажется ли это сокращение на достижении целей программы? Ее параметры в целом остались прежними, как по объемам, так и по основным показателям - количеству продукции, инновационным разработкам, росту производительности труда, числу вновь создаваемых и модернизируемых высокотехнологичных рабочих мест. Но ситуация в отечественных медицинской и фармацевтической отраслях развивается по-разному. Если в медицинской промышленности, по данным Росстата, индекс производства в 2013 году по сравнению с предыдущим годом составил всего 91,4%, то фармотрасль все последние годы показывает устойчивый рост, опережая другие отрасли экономики: рост производства в 2013 году превысил 10%.
- В фармотрасли практически все запланированные показатели выполняются как по выпуску препаратов-дженериков, замещающих более дорогие импортные оригиналы, так и по локализации производств - свои заводы у нас построили почти все крупные мировые производители, - анализирует президент ассоциации "Росмедпром" Юрий Калинин. - Несколько сложнее обстоят дела в медицинской промышленности. По производству медтехники целевые индикаторы выполняются, но с локализацией производств дело обстоит сложнее - зарубежные производители не спешат строить у нас свои предприятия. Чтобы стимулировать этот процесс, мы предлагаем ввести ограничения на участие в госзакупках тех компаний, которые выпускают приборы и оборудование, аналогичные отечественным. Для этого также необходимо уточнить понятие "локальный продукт" для медицинских изделий, как это предложено для лекарств.
- По сути в новой версии госпрограммы нет существенных изменений по сравнению с предыдущей, однако анализ целей, декларируемых в документе, очень важен, - уверена исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA Александра Третьякова. - Чтобы отрасль эффективно развивалась, необходимо понимать, куда движется российская система здравоохранения, как и что будет финансироваться в дальнейшем. Для развития медицинской промышленности необходимо также повышение общего технологического уровня: развитие компонентной базы, химической промышленности, программного обеспечения.
Наступивший год будет для фармацевтической и медицинской промышленности годом больших перемен. Перед фарминдустрией стоит задача к 2018 году довести объем производства отечественных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90%. Сейчас, по данным минпромторга, он составляет 65%, что уже выше плановой цифры. Дальнейшее увеличение доли отечественной продукции возможно с помощью ограничений на участие в госзакупках зарубежных производителей, если в торгах участвуют две и более российских компании, а также системы преференций для отечественных участников в зависимости от стадии производства.
Ассоциация российских фармацевтических предприятий (АРФП) предложила установить преференции в 40% для производителей фармацевтической субстанции, 30% - готовой лекарственной формы, а 15%, которые предоставляются и сейчас, - лишь для стадии упаковки. По мнению экспертов, эти меры будут способствовать развитию отечественных мощностей и стимулировать иностранные компании к переходу на полный цикл производства на территории России. В министерстве это предложение поддержали.
- В этом году благодаря своевременной подготовке Минпромторгом России проекта приказа у производителей появился шанс воспользоваться преференцией уже на весенних аукционах, - сообщил "РГБ" генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. - В случае принятие проекта эта норма будет сохранена в течение двух лет. Однако учитывая период согласования, вступления приказа в силу следует ожидать в лучшем случае к марту, хотя в самом проекте срок его вступления в силу - 1 января 2014 года. Нет в проекте и предложенной нами дифференциации.
Активно обсуждается вопрос о том, какую продукцию считать отечественной, и в медицинской промышленности.
- Мы предлагаем в качестве критериев, во-первых, сертификацию производств по международным стандартам, во-вторых, ограничение доли импортных комплектующих в цене изделия до 50%, - рассказал "РГБ" руководитель комиссии по производству медицинской техники "ОПОРЫ России", председатель совета директоров компании "Медицинские технологии" Анатолий Дабагов.
Продолжается в отрасли дискуссия и по таким вопросам, как подготовка решения об ограничении участия зарубежных производителей в госторгах по закупкам медизделий, если в России есть два и более производителей аналогичной продукции, а также о принципах формирования перечней медицинских изделий. Между тем задержка с решением этих важнейших для отрасли вопросов не только усложняет ситуацию внутри нее, но и противоречит интересам отечественной экономики.