Глава российского МИДа Сергей Лавров прибыл в Мюнхен не только слушать оппонентов. Накануне вечером больше часа с госсекретарем США Джоном Керри они говорили в первую очередь об Украине и Сирии. Сегодня Лавров провел переговоры с главой МИД Украины Леонидом Кожарой. Но начал субботний день российский министр с выступления на самой Мюнхенской конференции.
Европейские СМИ полны рассуждений о кризисе в отношениях между Россией и Западом. Серьезных оснований, подчеркивают в Москве, для таких оценок нет. Но почва для беспокойств, конечно, есть. "Поэтому когда накануне состоявшегося несколько дней назад саммита Россия-ЕС нам было предложено отложить текущие дела и сосредоточиться на стратегических аспектах взаимодействия двух крупнейших игроков на европейском пространстве, мы сразу согласились. Более того, приветствовали такой подход, поскольку последовательно выступаем за откровенное, без обиняков и недомолвок, обсуждение самых сложных проблем с нашими партнерами, включая ЕС, НАТО и США", - заявил Лавров.
В Мюнхене глава российского МИДа продолжил разговор без обиняков. Тем более, что никто не скрывал - от общения с Сергеем Лавровым участники Мюнхенской конференции ждут серьезного разговора в первую очередь по ситуации на Украине. Отсиживаться в обороне российский министр не стал и сразу перешел в дипломатическое наступление: "Для того, чтобы искать общеприемлемые договоренности, необходимо ответить на некоторые фундаментальные вопросы, возникающие, в частности, в связи с ситуацией на Украине и прежде всего о том, какое отношение разжигание уличных протестов, приобретающих все более насильственный характер, имеет к продвижению принципов демократии? Почему не слышно осуждающих голосов в адрес тех, кто захватывает и удерживает до сих пор административные здания, нападает на полицейских, выступает с расистскими, антисемитскими и нацистскими лозунгами? Почему видные европейские политики фактически поощряют подобные действия, хотя у себя дома немедленно и жестко пресекают покушения на букву закона?"
К слову, ответов на эти вопросы на Мюнхенской конференции так и не прозвучало. А Лавров продолжал: "Если посмотреть в корень этой проблемы, то получается, что мы вновь возвращаемся к вопросу о том, готовы ли наши партнеры в ЕС, да в целом на Западе в отношениях с Россией и с нашими соседями не на словах, а наделе опираться на принципы равенства, взаимного уважения, взаимного учета интересов? Сегодня, когда европейский континент, давайте признаемся, уже не находится в центре глобальной политики, речь, мы убеждены, должна идти не о его новом разделе на сферы влияния, а том, каким образом все страны Европы могут занять выигрышные позиции в высококонкурентном мире… Сегодня многие на континенте разделяют мнение одного из наиболее авторитетных политиков Франции Жан-Пьера Шевенмана, который считает, что Европа может стать полюсом в новой международной системе только через развитие партнерства с Россией". И добавил: "Вряд ли сегодня кто-либо из европейских народов оказался бы в положении "или-или", если бы мы уже шли по пути строительства общего европейского дома, о чем было произнесено столько красивых слов в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. К сожалению, вместо этого до сих пор преобладает логика сохранения и углубления разделительных линий по принципу "Кто не с нами - тот против нас".
Об этом же в своем выступлении говорили и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен: "Надо перестать использовать термины прошлого и двигаться вперед". Тем не менее, интересно было бы подсчитать, сколько из участников Мюнхенской конференции в действительности до сих пор продолжают считать, что Россия "не с ними".
"Выступая несколько дней назад в Брюсселе, президент России В.В.Путин подтвердил, что Россия хотела бы строить сотрудничество на основе крупных, амбициозных задач, - напомнил Лавров, выступая на Мюнхенской конференции. - Речь идет, прежде всего, о сопряжении европейских и евразийских интеграционных процессов с выходом на создание в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. Нет сомнений, что реализовать такую концепцию можно только постепенно, через осуществление последовательных шагов, соответствующих реалиям "на земле". Но в этом нет ничего недостижимого. Ведь обе интеграционные модели построены на схожих принципах, опираются на нормы Всемирной торговой организации и могли бы эффективно дополнить друг друга. В качестве первого шага В.В.Путин предложил изучить возможность формирования к 2020 году зоны свободной торговли между ЕС и создаваемым Россией, Белоруссией и Казахстаном Евразийским экономическим союзом".