05.02.2014 23:00
    Поделиться

    "Альфа-Групп" займется развитием важнейшего направления стройиндустрии

    Cтруктура "Альфа-Групп" займется развитием важнейшего направления отечественной стройиндустрии
    Редакция уже обращалась к непростой ситуации, в которую попал холдинг "Юнитайл" и его головное предприятие - ОАО "Стройфарфор" из г. Шахты Ростовской области ("РГ" от 13 января 2014). В результате корпоративного конфликта между основателем компании Лазарем Шауловым и его бывшим партнером Леонидом Маевским производственная деятельность одного из лидеров российского рынка керамической плитки и керамогранита оказалась под угрозой.

    Эскалация конфликта могла привести и к серьезным социальным последствиям: перебоям в работе производства и сокращению персонала компаний группы. Последние известия обнадеживают: о получении контроля над 100% акций ОАО "Стройфарфор" Лазаря Шаулова объявила компания А1 (инвестиционная структура консорциума "Альфа-Групп"). Инвестору, не участвовавшему в ожесточенных разбирательствах последних месяцев, будет легче понять сложившуюся ситуацию и учесть законные права и интересы всех лиц, имеющих отношение к предприятию. Эксперты обращают внимание на давнее сотрудничество Леонида Маевского и "Альфа-Групп", полагая, что появление А1 на "Стройфарфоре" - результат некоего компромисса между сторонами конфликта. Компромисса, который выгоден всем.

    На протяжении почти 15 лет "Стройфарфором" владел его создатель - ростовский предприниматель Лазарь Шаулов. В течение всего этого периода комбинат последовательно укреплял свой производственный потенциал за счет как расширения производства самого "Стройфарфора", так и покупки мощностей конкурентов. Если в 1998 году на шахтинском предприятии была одна линия мощностью 1,4 млн кв. м плитки в год, то десять лет спустя здесь уже работало девять линий на 25 млн кв. м, а с учетом включенных в холдинг Воронежского керамического завода и ОАО "Кварц" в Ленинградской области суммарная производительность составила 40 млн кв. метров.

    Компания Шаулова стала одним из крупнейших в России производителей керамической продукции, однако лидерство далось дорогой ценой - быстрый рост финансировался за счет активного привлечения банковских кредитов. Когда в 2008 году грянул кризис и спрос на продукцию предприятия резко сократился, обслуживать внушительную задолженность, как, впрочем, и многим отечественным производствам, холдингу оказалось не под силу. В конце 2010 года Сбербанк подал к "Стройфарфору" иски на 3,7 млрд рублей. Позже свои требования к заемщику предъявили и другие банки. Тогда владелец компании начал поиск инвестора, способного поддержать бизнес и не допустить его распродажи по частям банками-кредиторами. В итоге он остановил свой выбор на бизнесмене Маевском, который обещал помочь рефинансировать долги и сохранить холдинг. Рефинансирование кредитов, по сути, должно было стать платой Маевского за долю в капитале новой совместной компании, свободной от долгов. А дальше случилось вот что.

    Маевский незамедлительно объявил, что стал собственником "Юнитайла", объединяющего под собой "Стройфарфор", Маркинский кирпичный завод, Воронежский керамический завод и "Кварц" - и получил в свое распоряжение все рычаги управления. Шаулов в течение двух лет ждал выполнения обязательств, взятых на себя Маевским. Среди таких обязательств он выделяет два основных: конвертация долгов перед банками в капитал "Юнитайла" и снятие своего личного поручительства перед Сбербанком по обязательствам компаний группы.

    В сухом остатке Шаулов заявляет, что в дополнение к ранее озвученным фактам нарушения обязательств последней каплей стал отказ Маевского участвовать в совместной сделке по продаже "Юнитайла" стратегическому инвестору, что также было предусмотрено соглашением. Маевский, в свою очередь, возражает: он является контролирующим собственником "Юнитайла", а Шаулов уже продал "Стройфарфор" два года тому назад.

    В результате "Юнитайл" и "Стройфарфор", несмотря на неплохие показатели минувшего года, оказались в тяжелой ситуации. Перед предприятием, которое с таким трудом урегулировало отношения с кредиторами, снова замаячила перспектива дефолта. Как пишут "Ведомости" со ссылкой на Маевского, на начало декабря 2013 года группа была должна около 2,8 млрд руб. На момент написания статьи публичная база дел Арбитражного суда содержит информацию об заявленных исках о признании банкротами компаний группы.

    А1 позиционирует себя в роли арбитра или "белого рыцаря" в разрешении подобных конфликтных ситуаций. В активе компании инвестиции в капитал предприятий металлургии, целлюлозно-бумажной, шинной, пищевой промышленности и других отраслей - прежде всего с целью наведения порядка в правовых вопросах, финансах, маркетинге, корпоративном управлении. Ростовская область также для А1 регион знакомый. Здесь компания успешно работала над созданием зернового холдинга на базе Ростовского комбината хлебопродуктов N1.

    - "Стройфарфор" обеспечивает работой более тысячи четырехсот человек в г. Шахты и соседних районах, предприятие имеет важное значение для экономики и социального развития нашей области, - отмечает губернатор Ростовской области Василий Голубев. - Крайне нежелательно, чтобы разногласия в управленческих вопросах мешали работе этого современного производства и тем более привели к сокращению персонала.

    - Надеемся, что появление А1 - инвестора, имеющего опыт в урегулировании хозяйственных споров, скорейшим образом расставит все на свои места. Приход "Альфа-Групп" должен обеспечить как стабильное развитие самого предприятия, так и его участие в реализации региональных программ, что положительно скажется на развитии всей экономики области.

    Поддержка регионального руководства, профессионализм нового инвестора, несомненный потенциал шахтинского комбината и его опытного коллектива позволяют надеяться, что худшие времена для "Стройфарфора" позади и нынешний пока еще хрупкий мир станет прочной основой процветания важного для региона и отрасли предприятия.

    Поделиться