Новый фильм Хаяо Миядзаки - о конструкции самолета и человеческой мечты

Признанный мастер анимации японский режиссер Хаяо Миядзаки выпускает в мировой прокат свой последний фильм "Ветер крепчает" (номинация на "Оскар"). В России картину можно увидеть с 20 февраля. Во время прошлого Каннского кинофестиваля Хаяо Миядзаки заявил, что уходит на творческий покой.

Господин Миядзаки - настоящий философ. Его идеи о том, что жизнь - это просто мерцающий в темноте свет или прекрасная фантазия, сон - находили воплощение в более чем тридцати работах. Его территория - это пространство волшебства и реальности. Яркое и героическое, всегда единое по сути, хоть и разнообразное по своему воплощению. Это настоящая Вселенная Миядзаки, где Тоторо вполне может оказаться в Ходячем замке, а принцесса Мононоке попасть на утес к рыбке Поньо.

Главное качество героев Миядзаки - это не храбрость. Они не воины, но в определенный момент превосходят себя и побеждают зло. Хотя сказать "побеждают зло" - это слишком по-европейски. Миядзаки бы сказал просто: свет рассеивает тьму. В его фильмах это происходит почти физически ощутимо.
Главное качество всех его персонажей - любовь, горящее сердце в пустоте, вспомните кадры из "Ходячего замка". А любимая героиня - маленькая девочка. Как в "Унесенных призраками".

Миядзаки - последний адепт рисованной анимации. Учиться работать на компьютере отказался, хотя не отрицает, что его рисунки проходят на студии компьютерную доработку.

Он - романтический герой из прошлого. Не случайно и истории режиссера переносят зрителя в прошлое Японии.

"Ветер крепчает" - самая реалистичная работа Миядзаки. В основе сюжета - жизнь Дзиро Хорикоси от времени, когда он мальчиком защищает слабых на школьном дворе и, вглядываясь в звезды, тренирует свои близорукие глаза, до момента, когда он молодым человеком становится конструктором военного истребителя "Зеро". Основные события относятся к 1930-м годам.

Дзиро ведет мечта о создании самого прекрасного самолета.

Как говорит Миядзаки: вдохновение можно найти везде, даже в прогнозе погоды. Его герой Дзиро тоже черпает вдохновение во всем, что видит вокруг, будь то изгиб косточки макрели (и хоть это вызывает насмешки одноклассников, линия рыбьей кости станет образующей в крыле истребителя), или немецкие массивные "Юнкерсы". Парень попадает на стажировку в Германию, что сопровождается забавными репликами о том, как Японии - крайне отсталой стране - никогда не угнаться за немецкими технологиями.

В фильме волшебство вплетается в реальную жизнь минимально, но - всегда в самые ключевые моменты сюжета. Первый раз Дзиро встречается со своим вдохновителем - итальянским конструктором Джованни Капрони во сне, когда только выбирает профессию. Дальше - во время кризиса, и так - несколько раз, вплоть до решающей встречи уже не во сне о небе, а в полуяви - полусне, где два состоявшихся конструктора беседуют на зеленом трепещущем лугу - любимый образ Миядзаки.

Миядзаки - этот пессимист, влюбленный в жизнь, как-то сказал, что надеется дожить до дня, когда все застройщики в Японии обанкротятся и страну покроет высокая дикая трава. Дикое поле как место концентрации волшебных сил встречается практически в каждом фильме режиссера.

Во всем остальном "Ветер крепчает" - последовательный рассказ о том, как человек "старается жить". Старается стать инженером, ведь близорукому мальчику никогда не быть пилотом, старается создать идеальный самолет. Случайно он встречает девочку во время страшного землетрясения и спасает ее, потом еще раз - опять случайно - встречает ее, когда она уже стала красивой девушкой. Конечно, влюбляется, и потом - старается быть ей достойным мужем, хотя их семья обречена. Рефреном образа главного героя и его возлюбленной становится строка Поля Валери "Ветер крепчает, значит жить старайся".
Есть в фильме и отсылы к Томасу Манну и роману "Волшебная гора". Туберкулезный диспансер, в котором лечится возлюбленная Дзиро, у Миядзаки - точная визуальная цитата из Манна.

В сценарной заявке, которую Миядзаки готовил для студии, он написал так: "Я хотел бы нарисовать портрет человека, который работает над осуществлением своей мечты. Наши мечты содержат в себе элемент безумия и с этим ядом нужно обращаться осторожно". Может быть, освободившись от своих фантазий и мечтаний, выпустив их на экран, Миядзаки и сам обретет свободу. Ту, которую всегда считал самой большой радостью, доступной человеку.