Документ подготовила группа сенаторов: Андрей Клишас, Константин Добрынин и Зинаида Драгункина. Сейчас проект вынесен на общественное обсуждение. Как пояснил "РГ" один из авторов проекта, заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константин Добрынин, проект предлагает и ряд достаточно революционных новелл. Например, функции опекуна смогут выполнять некоммерческие организации. Вводится понятие внешнего опекунства. Будет существенно ограничена и власть врачей и администрации в интернатах, где держат недееспособных.
Вопрос действительно острый. С одной стороны психически больной человек часто за себя не отвечает. Бывает рассудок полностью замутнен. Иногда его туманит какая-то страсть, например, страсть к выпивке или игре. В таком случае, человек (скажем, заядлый игрок) становится стихийным бедствием для семьи.
Но иногда бывает и так, что институт недееспособности используется во вред. В таком случае, человек, находящийся в достаточно здравом уме, по каким-то причинам становится марионеткой в чужих руках. Например, врачей или алчных родственников. В общем, в жизни возможно всякое. Закон же должен ограничивать возможности навредить человеку.
Кстати, в прошлом году по инициативе Совета Федерации и лично Валентины Матвиенко в Гражданский кодекс РФ был введен институт ограниченной дееспособности для лиц с психическими расстройствами. Эти поправки - продолжение прошлогодних инициатив сенаторов.
Раньше было жесткое разделение: человек либо дееспособен, либо нет. А значит, у него или есть права или его их полностью лишают. Ограничение же дееспособности более мягкий вариант, когда человеку назначают попечителя, но полностью воли не лишают. Как поясняли специалисты, человеку, подсевшему на игру, могут запретить распоряжаться собственными деньгами. Такие вопросы он будет решать через попечителя.
Как поясняли "РГ" эксперты, здесь есть две составляющие: юридическая и медицинская. В первую очередь игромания - медицинский факт, считают специалисты. Но решать вопрос об ограничении дееспособности должен суд при наличии заключения медиков. При этом есть обязательное условие: увлечение человека игрой должно наносить вред семье. Допустим, он проигрывает в карты все деньги, может проиграть машину и квартиру, оставить семью без крыши над головой.
По словам представителей Совета Федерации, благодаря введению института ограниченной дееспособности для лиц с психическими расстройствами, суд сможет фиксировать реальный уровень дееспособности такого человека. "Это позволяет сохранить высокую степень самостоятельности и активности такого человека, а сопровождающий контроль за его действиями и решениями возлагается на его попечителя. Главное, что не утрачивается его социальная связь с обществом", пояснил "РГ" Константин Добрынин. Новации, по его словам, вступают в силу в марте 2015 года. Однако, чтобы введенные нормы реально заработали, требуется внести целый ряд необходимых изменений в Гражданский процессуальный кодекс и другие нормативные правовые акты.
Разработанный сейчас законопроект вносит дополнения и изменения в главу 31 Гражданского процессуального кодекса РФ, регулирующую порядок гражданского судопроизводства по делам об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.
Также вносятся дополнения в статью 37 ГПК РФ, регулирующую вопросы гражданской процессуальной дееспособности. Дополнения предусматривают, что гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, имеет полную гражданскую процессуальную дееспособность. При этом в силу ограниченной способности понимать значение своих действий или руководить ими такой гражданин нуждается в дополнительной помощи для обеспечения своих интересов в гражданском судопроизводстве. Поэтому законопроект регулирует порядок участия попечителя, назначенного такому гражданину, в защите прав и интересов подопечного в рамках гражданского судопроизводства, предусматривая обязательное личное участие подопечного в процессе.
Другая часть поправок касается опеки над недееспособными и инвалидами. Как уверяют авторы проекта, уже давно назрела необходимость организации качественной помощи гражданам, нуждающимся в опеке или попечительстве. Если такой человек остался без поддержки семьи, и не нашелся опекун - физическое лицо, готовый полностью взять на себя заботу о нем, то человек неизбежно оказывается в интернате. Но это не всегда удачный вариант. "Интернатная система традиционно закрыта от общества, имеет комплекс характерных проблем, - рассказывают авторы проекта. - Наличие в одном лице заказчика (опекуна) и исполнителя социальных услуг порождает конфликт интересов и низкое качество услуг. Возможность ограничения ряда прав и свобод, в т.ч. на выписку из интерната, закон отдает на произвольное усмотрение интерната, мнение подопечных и воля их родителей не учитываются. Все это делает таких детей и взрослых бесправными пожизненными заложниками абсолютно закрытой системы".
Законопроект предлагает пути, по которым можно изменить ситуацию. Например, вводится право исполнять функции опекуна или попечителя специализированным некоммерческим организациям. "Появление профессиональных опекунских организаций позволит развиваться родительским инициативам по обеспечению поддержки жизни их детей в будущем", считают авторы идеи. Также законопроект предлагает установить приоритет назначения "внешнего" опекуна. В реальности это могут быть как близкие человека (родственники, крестные, друзья, волонтеры), так и профессиональная опекунская организация.