"Думал, после соревнований рухну от усталости, но сначала попросили дать интервью в прямом эфире телевидения, а потом посыпались звонки и поздравления. И так до этой минуты", - сказал 26-летний обладатель бронзовой медали XXII Игр.
А наш разговор происходил совсем недавно в медиацентре Сочи, когда после суперфинала олимпийского турнира по могулу прошло, между прочим, почти восемнадцать часов. Но наш спортсмен, бросивший перчатку, казалось, непобедимым канадцам, обрел явно второе дыхание и терпеливо отвечал на все вопросы.
Александр, успели ответить на все послания?
Александр Смышляев: Что вы! Я как заглянул в социальные сети, то обалдел: чтобы ответить всем, кто ко мне обратился, нужно просидеть за компьютером не меньше недели…
Вас поздравили президент и глава правительства России.
Александр Смышляев: Было очень приятно, что мой результат так оценили руководители страны.
А чей звонок оказался первым?
Александр Смышляев: От моей жены Ольги. Она так взволнованно говорила, что я так и не понял: Оля плачет или смеется. "Я горжусь тобой!" - только эти ее слова и расслышал.
Скоро наступит День всех влюбленных. Кому признаетесь в любви 14 февраля?
(Это к нашему диалогу с чисто "женским вопросом" присоединилась коллега одной телекомпаний).
Александр Смышляев: Супруге Ольге и моей трехлетней дочери Маргарите. Я их последние полгода практически не видел. А так как домой попаду 13 февраля, то на следующей день признаюсь еще раз им в любви.
…Но тут ваш корреспондент снова перешел на спортивную тему.
Ваши главные соперники из Канады выглядят со стороны настоящими монстрами могула. Значит, все-таки можно и с ними бороться?
Александр Смышляев: Это, на самом деле, так и есть. Ведь они после Олимпиады в Ванкувере побеждали абсолютно на всех главных турнирах. Главное их преимущество - сложнейшие прыжки. Ребята практически все пришли в могул из акробатики, и это очень сказывается, так большинство из нас перед фристайлом занимались лыжами. Но, как видите, если навязать канадцам борьбу, то и они начинают нервничать и ошибаться, как вчера. В общем, с этими монстрами бороться можно. Особенно при такой поддержке болельщиков.
Я, конечно, понимал: в Сочи зрители за нас будут сильно переживать, но совершенно не ожидал такой фантастической поддержки. В экстрим-парке ощущалась какая-то особенная энергетика - ничего подобного не было ни в Турине, ни в Ванкувере.
Нынешние Игры стали для вас третьими по счету. Будете готовиться и к четвертой?
Александр Смышляев: Пока не готов сказать. Очень устал за последний год. Не исключено, возьму какую-то пазу в выступлениях, а уже потом решу, как поступить дальше.
А чуть раньше Александр Смышляев ответил и на вопросы собравших в медиацентре журналистов.
Саша, как начинался ваш путь к олимпийской медали?
Александр Смышляев: В наш класс в городе Чусовой однажды пришли тренеры предложили попробовать себя могуле. Я о таком виде спорта не слышал даже, поэтому интереса не проявил. Но когда половина ребят записалась в секцию, решил не отставать. Очень удивился, когда первый раз увидел необычные лыжи с тяжелыми кантами и железными вставками. Но потом "зацепило". Вот так во фристайле и остался.
Говорят, вы выступали с замороженным голеностопом. Может, это как раз и помешало победить канадцев?
Александр Смышляев: Травма, действительно, есть. Уверяю, не смертельная. Да, и таблетки были, и уколы. Но в повседневной жизни голеностоп не беспокоит: только когда на лыжах делаю повороты и прыжки.
Реально ли было завоевать более "благородную" медаль?
Александр Смышляев: Возможно, на мне лежал небольшой груз ответственности. На меня рассчитывали все, кто связан с могулом и следит за выступлениями сборной и моими в частности. Конечно, ждали не то что прорыва, но медали - точно. И я сам настраивал себя не на золото, а на серебро. За бронзу был готов бороться. В принципе, в сезоне я показывал, что мне это под силу. И очень рад бронзовой медали. Думаю, это победа всего нашего могула. Все-таки это первая медаль за двадцать лет.
Какую музыку слушали перед финалом?
Александр Смышляев: Я вообще во время соревнований музыку не слушаю никакую. Лично меня она отвлекает, предпочитаю настраиваться в тишине.
Сегодня объявили, что за эту бронзу получите премию в размере двух миллионов рублей от администрации Пермского края. Как собираетесь их потратить?
Александр Смышляев: На жилище - свой дом буду строить.
После окончания пресс-конференции телевизионщики, выстроившись в очередь, еще какое-то время "терзали" вопросами одного из первых наших героев сочинской Олимпиады. Воспользовавшись этим, корреспондент "РГ" попросил главного тренера тренер сборной России по фристайлу Алексея Покашникова раскрыть "секреты" удачного выступления его подопечного.
- В финал вышли четыре канадца, и большинство специалистов уже заранее отдавали североамериканцам все медали, - говорит Покашников. - Но и Смышляев в этом сезоне с ними постоянно конкурировал. Понятно, на их стороне были более сложные программы и некоторая симпатия арбитров. Мы решили заставить соперников понервничать и выбрали соответствующую тактику. Александр должен был, совершенно не рискуя, четко отработать все спуски. Увидев такую уверенность в себе, канадцы, как мы и надеялись, слегка удивились и допустили несколько ошибок. Правда, и Саша в последней попытке тоже сделал небольшую помарку. Не произойти этого, он мог вполне получить серебро. Но о золоте мечтать было нереально: сегодня олимпийский чемпион Александр Билодо сильнее всех на голову.
Главный тренер сборной также считает, что в Сочи российские мастера фристайла вполне способны добыть еще медали.
- Надеюсь, поборемся за награды в акробатике у женщин и мужчин, - сказал Покашников. - Хотя там еще тяжелее ситуация, чем была у Александра Смышляева в могуле. У нас сильные соперники, в первую очередь, китайцы и белорусы. Но шансы все-таки есть, и постараемся использовать их по максимуму. Думаю, и в ски-кроссе тоже пободаемся. Девчонки и парни настроены серьезно…
Кстати
Как уже сообщалось, в могуле на Олимпиаде Сочи Александр Смышляев с результатом 24,34 балла в суперфинале занял третье место. Золото завоевал канадец Александр Билодо (26,31 балла), а бронзу его земляк Микаэль Кингсбери (24,71).