Такие перемены станут возможны, когда Россия ратифицирует Монреальскую конвенцию, которую уже признали в 100 странах мира, и примет соответствующие поправки в законодательство. В Минтрансе рассчитывают, что уже к лету весь пакет документов будет утвержден, сообщили "РГ" в ведомстве.
Сейчас в России по Воздушному кодексу, если самолет задержан больше чем на шесть или восемь часов, в зависимости от времени суток, перевозчик обязан обеспечить пассажира едой, питьем и гостиницей. Проезд до отеля и обратно в аэропорт тоже бесплатен, напомнили в Росавиации.
Но скоро пассажир будет выбирать: брать ему деньги и ехать к знакомым, живущим рядом с аэропортом, либо ночевать в аэровокзале, либо взять номер в гостинице. Монреальская конвенция повышает планку требовательности пассажиров к авиакомпаниям. Это касается и компенсации страховых случаев, и компенсации за утрату и повреждение багажа. И дает возможность монетизировать выплаты пассажирам в случае задержки рейса, сообщил "РГ" замминистра транспорта Валерий Окулов. Многие ведущие компании де-факто уже работают по этим стандартам.
Они предоставляют одинаковые стандартные условия пассажирам, которые прилетают к нам из-за границы или летят из России, заверил Валерий Окулов. Но есть и те компании, что ориентируются на Варшавскую конвенцию, которую подписали 85 лет назад. Ее Россия, естественно, тоже давно ратифицировала. В России, напомним, по Воздушному кодексу перевозчик при задержке рейса должен выплатить штраф в размере 25 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы.
Размер страхового возмещения по Монреальской конвенции, которую ряд стран взяли на вооружение еще в 2003 году, может увеличиться больше чем в два раза. Сейчас жизнь пассажира перевозчики страхуют на два миллиона рублей. А после ратификации Монреальской конвенции страховка с учетом перевода евро в рубли по курсу ЦБ будет примерно 4,5 миллиона рублей. Причем получить это возмещение можно будет без каких-либо судебных процедур, поскольку это станет отраслевым национальным стандартом, пояснил Окулов.
Может измениться и размер компенсации за утерянный багаж. За испорченный багаж при авиаперевозке компенсация сможет вырасти с 600 рублей за килограмм груза до 48 тысяч за все вещи скопом. Максимально допустимый вес багажа сейчас примерно 20-30 килограммов. Вот и считайте разницу.
Для тех компаний, которые работают по стандартам Варшавской конвенции, все это потребует дополнительного финансового резервирования. В конечном счете это может сказаться и на стоимости билетов, не исключил Окулов. Но все еще надо просчитать, чтобы делать окончательные выводы. Так что конкретных сумм, на сколько может вырасти стоимость билета для авиапассажиров из-за увеличения возможных финансовых рисков перевозчиков, пока нет.
Тем временем, Евросоюз намерен увеличить компенсации пассажирам (в том числе и российским) своих авиакомпаний, рейсы которых задерживаются на несколько часов, сообщает ИТАР-ТАСС. Размер будет зависеть от времени ожидания в аэропорту и продолжительности полета. По 600 евро получит каждый пассажир, если задержка более семи часов, а расстояние полета - более 6 тысяч километров. Если взлет опоздал на четыре часа - 400 евро. И 300 евро можно получить, если вам нужно лететь на расстояние до 3,5 тысячи километров, а подачу трапа задержали на три часа.
Евросоюз также намерен обязать авиакомпании четко указывать в конечной цене билета все наценки и возможные скрытые дополнительные сборы, которые затем потребители могут опротестовать. И у нас тогда могут сделать более прозрачным образование цены билета. Точно указывая сколько вам обошлась погрузка багажа, подготовка самолета к рейсу и обслуживание в аэропорту. Проект закона, инициированный Еврокомиссией, был на днях утвержден Европарламентом. Сейчас он поступил на рассмотрение стран - членов ЕС.