Однако в ночь победы Волосожар - Транькова и сюрпризного второго места Ксении Столбовой - Федора Климова традицию поломали. Хотя по всем олимпийским канонам спортсмены сразу после конференции покидают зал, на сей торжественный раз было сделано исключение - чемпионы остались в окружении толпы пишущих и снимающих соотечественников. Нас человек двадцать, не считая камер. Все рвемся к столу, за которым остались Макс и Таня. Идет битва не умов, а локтей. А что вы думали, журналистам все преподносится на блюдечке? Нет, надо биться, сражаться, но и не ссориться с другими. Это как схватка в регби. Да еще спортсмены, не фигуристы, не склонны к долгим беседам, пять-семь минут и: "Простите, я на допинг контроль" или что-то в этом роде.
Фигуристы приучены к иному обращению с прессой. Вопросы сыпались со всех сторон, и на все Максим, иногда с помощью Тани, давали откровенные ответы.
Забавно, что когда министр спорта Виталий Мутко захотел поздравить ребят, то ему пришлось сначала хорошенько подождать, а потом словно умелому акробату пробраться сквозь густую нашу толпу. Виталий Леонтьевич оценил ситуацию, быстренько расцеловал двукратных (теперь) олимпийских чемпионов и, считайте это признанием важности нашей журналистской работы, пообещал Максиму и Тане: "Хорошо, поговорим завтра". А мы продолжали даже не интервью, скорее, откровенный разговор. Вот некоторые отрывки из золотой олимпийской главы. Может, они ценны как раз своей честностью, не приукрашенностью. В ночь после победы говорят напрямоту. Начнем с традиционного вопроса и... неожиданного ответа.
- Максим, как оцениваете выступление?
Максим Траньков: Я своим катанием недоволен. Был скован. Порой казалось, не сгибаются ноги. Тане приходится очень и очень тяжело. У нас есть моменты, когда во время произвольной я должен дать ей немного перевести дыхание, выиграть мгновение. За этим и следил. Все выполнял автоматически. Считал обороты, следил за элементами. Прыжок, поддержка, выброс, тодес… Все удавалось. Но можно, это я о себе, катать и лучше.
- Наверно, мешало волнение? Дома надо было выигрывать. От вас ждали только этого - тяжкий груз.
Максим Траньков: Нет, мы не нервничали. Понимаем друг друга. Во время короткой в командном первенстве я перед самым выходом на лед заметил волнение, некую тревогу у Тани. Но мы понимаем друг друга с полувзгляда. И я успокоил, сразу увидел, что нервозность прошла. А в произвольной - нет, мы были собраны. Но вы правы, ответственность давит. Приятно, когда тебя заранее записывают в фавориты. Потом это начинает слегка тяготить. А под конец ты уже тащишь на себе многотонный груз. Выражение не мое, а олимпийского чемпиона в парах и тренера Олега Васильева.
- Какие планы на ближайшее будущее, на чемпионат мира в Японии?
Максим Траньков: Немного передохнем, и сразу после Игр отправляемся в олимпийское турне. Оно не короткое. Постараемся и там тренироваться. Если почувствуем, что готовы, не слишком устали, то дней за десять до чемпионата мира примем решение - да или нет.
- Макс, но мне кажется - как раз момент упрочить и укрепить. В Японию надо ехать.
Траньков посмотрел на меня пристально:
- Вы правда так считаете?
- Правда. Бедные Савченко с Шолковы - по-хорошему, им бы уйти сейчас со своей бронзовой медалью. А кто еще - кроме Столбовой и Климова?
Максим Траньков (тяжело вздохнув): Пусть будут Ксения и Федор. Мы - не жадные. Мир уже выигрывали. Я не говорю, что точно не поедем.
Тут в разговор вступила Таня:
- Пока пятьдесят на пятьдесят. Все впереди. Время есть. Но иногда нужно и отдохнуть.
- Вы правда задумываетесь над отдыхом?
Максим Траньков (как о деле окончательном): Мы должны отдохнуть. Почти четыре года ради Олимпиады. У нас есть некоторые задачи, требующие решения. На них уйдут усилия, время. Мы точно возьмем тайм-аут.
- И надолго?
Максим Траньков: Сроки? Их нет. Отдохнем после сезона. Может, даже успеем подготовиться к чемпионату России. Он всегда в декабре, под самый Новый год. Возможно, поедем в 2015-м на Европу. Время и самочувствие покажут и подскажут. Я никогда не хотел бросать фигурное катание. Даже после Ванкувера, когда наша тогдашняя пара распалась. Но сейчас требуется передышка. И мы ее возьмем. Кто знает, будем ли выступать в Корее (на Олимпиаде-2018 - авт.).
Татьяна Волосожар: Но это - очень далеко. Сегодня надо пережить две олимпийские золотые медали. Перевести дыхание.
- А в шоу будете участвовать? Типа "Ледникового периода"?
Максим Траньков (с металлом в голосе): В шоу - да. Но пусть извинят меня все организаторы "Ледникового периода", которых я уважаю. У меня одна партнерша - Татьяна Волосожар. И даже на короткий период менять ее на эстрадных певиц, киноактрис и телеведущих я на сто процентов не буду. Точка.
- Максим, давайте вернемся к фигурному катанию. Мне кажется, у вас неожиданно быстро подросли сильнейшие соперники. Я имею в виду Столбову и Климова.
Максим Траньков: Почему неожиданно? Они приехали из Петербурга от своих тренеров в группу Нины Михайловны Мозер. Исключительно сильные физически ребята. Вы не представляете, но летом Федор на одной ноге, сразу после травмы проделывал такие упражнения. А по ночам вставал под заведенный будильник и принимал лекарства - надо ему было пить по часам кальций. Потряс меня дисциплинированностью. И они тренировались упорно, работали адски. Да, если пропустим чемпионат мира, они в таком юном возрасте (Столбовой - 21, Климову - 23- авт.) - претенденты.
- Вы тренировались вместе на одной площадке?
Максим Траньков: Ну, кто вам сказал? У нас общая группа тренеров, которой руководит Нина Михайловна Мозер. Знаете, перед нашим с Таней первым чемпионатом мира - 2011 в Москве она нервничала больше нас. Мы этого даже не понимали. Но за эти четыре года Нина Михайловна выросла вместе со всеми нами. Она к тому же отличный менеджер. У нас не просто тренер, а руководитель целой команды, которая помогает. Как-то понадобилось, и с нами работал не один, а два массажиста. Мы раньше боялись ездить на сборы.
Татьяна Волосожар: Я особенно расстраивалась. Как-то нелегко давалась мне новая обстановка. Но сборы - отлично организованы. Мы долго тренировались и жили в Сочи и в Краснодаре - выступаем за Краснодарский край.
Максим Траньков: И уж тут нас кормили, поили, селили, когда нужно лечили. Вообще все проявляли такую заботу. Подвести людей, которые в нас верили, было бы ужасно.
- Вы и не подвели.
Блиц-вопрос Федору Климову:
- Скажи честно, вы рассчитывали перескочить с третьего места на второе? Ведь Савченко-Шолковы, которых вы опередили - четырехкратные чемпионы мира.
- Нет. Даже в мыслях не было. А вот в мечтах - было. Мне даже приснилось: мы с Ксенией - вторые. Но я сразу проснулся, отогнал от себя всякие мысли. Перед нами никто не ставил задачи - вы должны занять. Была другая цель: откатать как умеем. Это удалось. Теперь думаем о чемпионате мира. Мы стали второй парой сборной, должны поехать. Здесь олимпийское золото в команде и серебро. Нет, правда, о таком не мечтали.