17.02.2014 11:54
    Поделиться

    17 февраля 1988 года ушел из жизни поэт Александр Башлачев

    Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал "поколением дворников и сторожей", написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким. Башлачев ушел из жизни в самый светлый год перестройки, ранним утром выбросившись из окна ленинградской многоэтажки. Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав, "поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"…

    "РГ" представляет факты из жизни русского поэта, разделившего трагическую судьбу многих собратьев по перу.

    1. Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка завода и преподавательницы химии. В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.

    2. Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Местный факультет журналистики считался третьим по силе в стране после МГУ и Ленинградского госуниверситета. Однокурсники поражались способности Башлачева, изучавшего немецкий язык, "слышать" другие языки. Смысл английских слов он понимал по их звучанию, переводил с английского, не зная его. Как вспоминают друзья, он очень тонко чувствовал слог, звучание слов, интонации. Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.

    3. Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы "Рок-сентябрь". Эта команда стала лауреатом конкурса, организованного "Комсомольской правдой". По признанию друзей, Саша не интересовался политикой, лекции посещал крайне редко, проводя время в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья называли его СашБаш.

    4. Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете "Коммунист". По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 году на квартире ныне известного журналиста Леонида Парфенова, сверстника, друга и земляка Башлачева, состоялось знакомство последнего с известным музыкальным критиком Артемием Троицким. "Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному", - писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева "Как по лезвию", вышедшей в Москве в 2005 году. Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.

    5. Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники - концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей. Он абсолютно не хотел продвигаться в каком-то профессиональном плане, хотя с точки поэтического дара был "на несколько этажей" выше тогдашних рокеров. Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев "выворачивал" себя, поражая слушателей своей исповедальностью. "Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума", - говорил о нем Борис Гребенщиков.

    6. Один из своих квартирников Александр дал на квартире Аллы Пугачевой. Потом, приезжая в Череповец, показывал знакомым оборот обложки своего паспорта, где, по его словам, рукой примадонны были нарисованы сердце и капля крови. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей "Антологии русской поэзии", которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале "Огонек".

    7. В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием "Кочегарка". В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную "Камчатка", где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.

    8. Любимой группой Александра Башлачева была "Дорз". Ее лидер Джим Моррисон, гениальный американский поэт, так же как и Башлачев ушел из жизни в 27 лет. Считается, что это - роковая дата для многих поэтов, артистов, музыкантов.

    9. Самой знаменитой композицией Башлачева считается "Время колокольчиков". На концертах перед знакомыми и случайными людьми он выступал с браслетом из колокольчиков на руке и тремя колокольчиками на груди. Подавляющее большинство своих стихов и песен Башлачев создал менее чем за два года - с лета 1984 по весну 1986 года. Перед смертью практически не писал. А лишь перерабатывал свои старые песни. Незадолго до смерти снялся в культовом фильме "Рок" режиссера Алексея Учителя, но затем попросил вырезать все сцены со своим участием.

    10. Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор. Башлачеву посвятили свои песни многие российские рокеры и музыканты, включая Егора Летова ("Гражданская оборона"), Константина Кинчева ("Алиса"),  "Чайф" - "Поплачь о нем", "Чиж" и многие другие. Об Александре Башлачеве был снят документальный фильм "Смертельный полет".

    Александр Башлачев

    Грибоедовский вальс

    В отдаленном совхозе "Победа"
    Был потрепанный старенький "ЗИЛ".
    А при нем был Степан Грибоедов,
    И на "ЗИЛе" он воду возил.

    Он справлялся с работой отлично.
    Был по обыкновению пьян.
    Словом, был человеком обычным
    Водовоз Грибоедов Степан.

    После бани он бегал на танцы.
    Так и щупал бы баб до сих пор,
    Но случился в деревне с сеансом
    Выдающийся гипнотизер.

    На заплеванной маленькой сцене
    Он буквально творил чудеса.
    Мужики выражали сомненье,
    И таращили бабы глаза.

    Он над темным народом смеялся.
    И тогда, чтоб проверить обман,
    Из последнего ряда поднялся
    Водовоз Грибоедов Степан.

    Он спокойно вошел на эстраду,
    И мгновенно он был поражен
    Гипнотическим опытным взглядом,
    Словно финским точеным ножом.

    И поплыли знакомые лица...
    И приснился невиданный сон -
    Видит он небо Аустерлица,
    Он не Степка, а Наполеон!

    Он увидел свои эскадроны.
    Он услышал раскаты стрельбы
    И заметил чужие знамена
    В окуляре подзорной трубы.

    Но он легко оценил положенье
    И движением властной руки
    Дал приказ о начале сраженья
    И направил в атаку полки.

    Опаленный горячим азартом,
    Он лупил в полковой барабан.
    Был неистовым он Бонапартом,
    Водовоз Грибоедов Степан.

    Пели ядра, и в пламени битвы
    Доставалось своим и врагам.
    Он плевался словами молитвы
    Незнакомым французским богам.

    Вот и все. Бой окончен. Победа.
    Враг повержен. Гвардейцы, шабаш!
    Покачнулся Степан Грибоедов,
    И слетела минутная блажь.

    На заплеванной сцене райклуба
    Он стоял, как стоял до сих пор.
    А над ним скалил желтые зубы
    Выдающийся гипнотизер.

    Он домой возвратился под вечер
    И глушил самогон до утра.
    Всюду чудился запах картечи
    И повсюду кричали "Ура!"

    Спохватились о нем только в среду.
    Дверь сломали и в хату вошли.
    А на нас водовоз Грибоедов,
    Улыбаясь, глядел из петли.

    Он смотрел голубыми глазами.
    Треуголка упала из рук.
    И на нем был залитый слезами
    Императорский серый сюртук.

    Враги сожгли родную хату

    Сегодня ночью - дьявольский мороз.
    Открой, хозяйка, бывшему солдату!
    Пусти погреться, я совсем замерз,
    Враги сожгли мою родную хату.

    Перекрестившись истинным крестом,
    Ты молча мне подвинешь табуретку,
    И самовар ты выставишь на стол,
    На чистую крахмальную салфетку.

    И калачи достанешь из печи,
    С ухватом длинным управляясь ловко.
    Пойдешь в чулан, забрякают ключи.
    Вернешься со своей заветной поллитровкой.

    Я поиграю на твоей гармони.
    Рвану твою трехрядку от души.
    - Чего сидишь, как будто на иконе?
    А ну, давай, пляши, пляши, пляши.

    Когда закружит мои мысли хмель
    И "День Победы" я не доиграю,
    Тогда уложишь ты меня в постель,
    Потом сама тихонько ляжешь с краю.

    А через час я отвернусь к стене.
    Пробормочу с ухмылкой виноватой:
    - Я не солдат. Зачем ты веришь мне?
    Я все наврал. Цела родная хата.

    И в ней есть все - часы и пылесос.
    И в ней вполне достаточно уюта.
    Я обманул тебя - я вовсе не замерз!
    Да тут ходьбы всего на три минуты.

    Известна цель визита моего -
    Чтоб переспать с соседкою-вдовою.
    А ты ответишь: - Это ничего...
    И тихо покачаешь головою.

    И вот тогда я кой-чего пойму,
    И кой о чем серьезно пожалею.
    И я тебя покрепче обниму
    И буду греть тебя, пока не отогрею.

    Да, я тебя покрепче обниму
    И стану сыном, мужем, сватом, братом.
    Ведь человеку трудно одному,
    Когда враги сожгли родную хату.

    Поделиться