Авиабилеты могут подешеветь благодаря невозвратным тарифам

Значительно снизить стоимость авиаперевозок позволит новая система так называемых невозвратных тарифов, это когда пассажир покупает дешевый билет, но уже не может сдать его обратно в кассу. Об этом говорится в законопроекте Минтранса, который сегодня одобрила Комиссия правительства по законопроектной деятельности.

Авторы законопроекта предлагают разрешить авиакомпаниям устанавливать два вида тарифов: тарифы, учитывающие риски отказа пассажира от перевозки, и тарифы, из которых такие риски исключены. При этом пассажир должен выбрать, что ему выгоднее - заключить договор по возвратному тарифу, подстраховав себя на случай отказа от перевозки, либо купить билет по более дешевому невозвратному тарифу.

"Расширяя возможности выбора условий и цен на перевозку и создавая условия для снижения стоимости перевозки, законопроект тем самым улучшает положение примерно 92 процентов пассажиров. При этом не ухудшается положение пассажиров, отказывающихся от перевозки", - говорится в сообщении пресс-службы кабмина.

Напомним, что сегодня авиапассажир имеет право отказаться от полёта, уведомив об этом перевозчика заранее - не позднее, чем за 24 часа до полета - и получить все деньги обратно. При отказе от поездки позднее установленного срока он получит обратно лишь часть стоимости. "Таким образом, в случае отказа пассажира от перевозки более чем за 24 часа до отправления воздушного судна перевозчик не имеет права на возмещение расходов на бронирование и оформление перевозочных документов, что препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечёт увеличение их стоимости для пассажиров. Поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того, отказывается он от перевозки или нет", - сказано в сообщении.

Применение невозвратных тарифов является общепринятой международной практикой, уточняет кабмин.

Между тем, как уже писала "РГ", Союз потребителей России выступил с критикой этого законопроекта. В Воздушном кодексе должна быть "страховка" для пассажира даже по невозвратным билетам. Бизнес просто обязан нести больше рисков, чем потребители услуг, считает председатель Союза потребителей России Петр Щелищ. Поэтому необходимо заложить условия, когда тот, кто вернул дешевый невозвратный билет, сможет получить деньги за него, если билет купил другой пассажир.

Впрочем, пассажир, решивший отказаться от полета по невозвратному билету, должен получать деньги только после того, как сданный им билет купят, замечает Щелищ. Для этого в открытом доступе должна быть информация о заполняемости самолетов. При этом стоимость сданного билета, проданного второй раз, не должна быть выше опциона, полагает собеседник "РГ".