С уклоном
В Смоленске есть две "школы не для всех". Одна из них - гимназия имени Пржевальского - старейшая в области, с более чем двухвековой историей. В ее стенах и в самом деле сидел за партой великий русский путешественник и немало других известных смолян. Статус "престижного" был заработан учебным заведением еще в советское время, когда оно не называлось гимназией, но зато имело "математический уклон". Фамилии учителей знал весь город, а учебную практику для старшеклассников проводили в Смоленском филиале Московского энергетического института. Второе подобное заведение - гимназия № 4 эстетического профиля, созданная в 1998 году. Здесь ученикам не просто дают знания, но и развивают их творческие способности посредством дополнительного музыкально-художественного образования.
Оба учебных учреждения не единственные в своих районах, и если ребенок по какой-то причине не может учиться в гимназии, он получит образование в обычной школе, расположенной поблизости. Решить этот вопрос можно было перед поступлением в первый класс: обе гимназии проводили для своих потенциальных учеников собеседования.
Сначала - местные
С прошлого года в связи с изменениями федерального законодательства гимназии лишились привилегий и отныне обязаны принимать в первый класс детей из окрестных жилых домов, а остальных, в том числе и "гениальных", способности которых нужно развивать, - только если останутся свободные места. В феврале 2013 года постановлением администрации Смоленска за всеми школами города, включая обе гимназии, были закреплены определенные улицы. В мэрии объяснили: до 31 июля школы набирают только детей из закрепленного за ними микрорайона, что должно подтверждаться документом о регистрации по месту жительства (пребывания). Если места останутся, то с 1 августа школы начинают прием заявлений от родителей, дети которых не проживают в микрорайоне школы.
К получившемуся у чиновников новому "географическому разделению" города родители предъявляют немало претензий: некоторые жилые дома оказались приписаны к школам, которые дальше не только гимназии, но и обычной школы. Можно это списать на издержки, неизбежные при нововведении, упрекнуть чиновников в незнании географии Смоленска. Но в мэрии утверждают, что "перекраивают" карту города ежегодно - в соответствии с данными о количестве будущих первоклассников и их местом прописки. Как бы то ни было, недовольны все, хотя и по-разному: в случае с гимназией имени Пржевальского - родители, считающие закрепленный район слишком маленьким, в случае с "эстетической" гимназией - администрация учебного учреждения, убежденная в том, что на нее возложена ответственность за чрезмерную территорию. При этом главный результат нововведений заключается в том, что с прошлого года возможность определить в первый класс гимназии несомненно способного ребенка резко сократилась. И родители немедленно нашли решение этой проблемы.
"Липовая" регистрация
- Мой сын по оценке педагогов обладает неординарными способностями, - говорит Ольга Тучкова. - Наверно, всякая мать так скажет, но я не хвалюсь - это действительно мнение специалистов, которые даже советовали мне отдать его в школу с пяти лет. Совету этому я не последовала, а использовала год для того, чтобы выбрать подходящую школу. Остановилась на гимназии имени Пржевальского. Раньше там проводились квалификационные испытания. Ничего подобного больше нет - теперь в первую очередь принимают "местных" детей, вне зависимости от их способностей.
Ольга рассказала, что дело даже не в регистрации ребенка - эта проблема благополучно разрешена родителями еще в прошлом году. Мама с ребенком просто получает в нужном районе временную регистрацию - или у родственников или друзей, или просто заплатив примерно 30 тысяч рублей за эту услугу местному жителю. И это не шутка, не домыслы: например, в "эстетической" гимназии в прошлом году были поражены наплывом родителей с временной регистрацией. В учебном заведении знали, на какое количество "местных" первоклассников рассчитывать, но вместо сорока детей, приписанных к здешней поликлинике, пришло семьдесят, и "нежданные" родители предъявляли как раз временную регистрацию в районе, приписанном к школе. Впервые столкнувшись с таким явлением, руководство гимназии обратилось в прокуратуру с просьбой дать ему правовую оценку, но выяснилось, что ничего противоправного не происходит - закон в данном случае тип регистрации не различает. И если в начале текущего учебного года с временной регистрацией было не так уж много первоклашек, то нынче в обеих смоленских гимназиях их ждут куда больше.
На практике это означает, что Ольга Тучкова не может рассчитывать, что после поступления "местных" детей в гимназии имени Пржевальского останутся свободные места, которые достанутся самым способным детям. И если она хочет, чтобы ее сын учился в гимназии, в этом году ей нужна временная регистрация на небольшой территории, приписанной к этому учебному учреждению.
Нельзя сказать, чтобы у гимназий совсем уж нет возможности сконцентрировать в своих стенах способных детей. Федеральное законодательство позволяет им провести такой отбор перед пятым классом, когда в учебных учреждениях начинается углубленное изучение отдельных предметов. Для этого местные власти должны принять соответствующий нормативно-правовой документ или хотя бы утвердить официальное положение о гимназиях, где будет предусмотрено что-то вроде вступительного экзамена в пятый класс. Пока в Смоленске таких документов нет.
Леонид Дюг, директор гимназии № 4, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук:
- При внесении изменений в федеральный закон "Об образовании" не был учтен как минимум один момент. У нас и в гимназии имени Пржевальского начальная школа работает по двум самым сложным из шести существующих учебно-методическим комплексов - по системе развивающего обучения Леонида Занкова и по программе "Перспектива". Освоить их способен не каждый ребенок, а мы набираем всех, кто живет рядом, без какой-то предварительной диагностики. Ввести другие программы мы просто не в состоянии - опыта у нас такого нет, педагогов нужно специально готовить для работы по другим учебно-методическим комплексам. А самое главное, что мы получили бесплатные учебники на несколько лет, и понятно, что других, для работы по иным программам, нам никто не даст. И может оказаться, что дети, которых мы обязаны принять, просто не смогут у нас учиться. В прошлом году мы набрали первоклассников, и уже сейчас испытываем некоторые сложности - есть дети, которые с огромным трудом усваивают программу. Теряется время - гимназия должна ориентироваться на детей с высоким уровнем подготовки, а нам приходится разбрасываться. Мы провели в январе предварительное родительское собрание с будущими первоклассниками, надеясь обратить внимание как раз на сложность нашей программы. Но беда в том, что родители из "нашего" района как раз и не пришли. Раз они уверены, что устроят в гимназию своих детей, так зачем тратить время? На весенних каникулах у нас будет работать школа будущего первоклассника. Мы хотим познакомиться с детьми, подсказать родителям, на что обратить внимание до 1 сентября, к кому можно обратиться, чтобы что-то поправить. Теперь я боюсь, что "местных" детей, которые гарантированно поступят в первый класс, к нам просто не приведут.