Такого рода трансформация - переход от концепции академического университета к концепции предпринимательского - очень тяжело дается вузам. Но это общемировая тенденция и государственная задача, которая лежит в основе реформы РАН и системы высшего образования. Экономике требуются эффективные решения и готовые для их осуществления специалисты, имеющие компетенции, сформированные под конкретного заказчика.
Как раз эту цель мы и поставили перед собой в 2010 году, создав Инновационную инфраструктуру УрФУ. Мы считаем, что инновационный проект и есть та оболочка, в которой могут успешно совмещаться научный результат, бизнес-задача и подготовка кадров для ее решения. За эти годы мы сформировали инфраструктуру, которая поддерживает и "выращивает" разработки и тех, кто готов их воплощать в жизнь, малые инновационные предприятия, где люди, мотивированные экономически, работают над проектами, и инновационно-внедренческие центры, которые аккумулируют научные компетенции и несут их в экономику в виде готовых продуктов и услуг.
Мы создали среду, в которой все процессы работают. За три года количество МИПов, объем произведенной ими продукции и услуг и другие показатели выросли в несколько раз. Но известно, что количественный рост не может быть бесконечным - чтобы быть устойчивым, он должен переходить в качественный. И это задача следующего трехлетнего периода. Объектом управления по-прежнему остаются инновационные проекты и команды, но мы должны превратить их в действующие бизнесы с коэффициентом полезного действия 25 процентов: из ста инициируемых проектов 25 должны становиться бизнесами. В мире этот показатель составляет от 10 до 40 процентов. Мы хотим выйти на уровень, превышающий среднемировой.
Пока эта система неустойчива без прямой финансовой господдержки. Собственно, во всех странах государство поддерживает инновации, но оптимальное соотношение - 40 процентов государственного капитала на 60 частного, тогда как в России - 95 на 5. Дело в том, что государство никогда не формулирует задачу по созданию конкретного рыночного продукта, а вот "умные" деньги бизнеса направляют этот "корабль". Необходимо заместить часть государственных вложений частными, но для этого наш инновационный продукт должен быть очень качественным, чтобы привлечь внимание инвесторов.
Основными потребителями продуктов университета могут стать крупные госкорпорации и средние быстрорастущие компании. Но если у первых очень длинный, бюрократизированный процесс принятия решений, то у вторых этот путь очень короткий, поскольку их руководители - зачастую собственники или совладельцы бизнеса. Именно они в первую очередь ставят задачу повышения конкурентоспособности и эффективности бизнес-процессов. Чтобы сотрудничество стало системным, нам необходимо понять требования и проблемы компаний, задачи их развития и, в свою очередь, грамотно представить наши возможности. Один из новых инструментов взаимодействия с бизнесом - институт менторства: представители компаний вовлечены в реализацию проекта, ориентируют процесс в нужном направлении и передают опыт реального бизнеса проектным командам. Пока такого опыта в России почти нет, поэтому мы активно привлекаем и зарубежных экспертов.
Выход на международный рынок - еще один новый вектор развития вузовских инноваций. К сожалению, основной венчурный капитал находится за пределами России, как и основной рынок наукоемкой продукции: доля нашей страны на нем составляет от 0,3 до 0,7 процента, тогда как США занимают свыше 30. Но ведь только там, где есть рынок, вращаются деньги. Поэтому, не умаляя нашего желания развивать отечественную экономику, мы выходим на международный уровень с двумя задачами: создать действительно конкурентоспособный продукт и привлечь в Россию лучшие компетенции, что, в свою очередь, обеспечит и приток инвестиций в российскую экономику.
И третья задача - согласованное развитие проектов и проектных команд. Необходимо формировать как продукт не только саму инновационную разработку, но и человеческий капитал, востребованный экономикой, использовать наши инфраструктурные возможности и в образовательном процессе - для обучения не на лекциях, а на практике, в ходе реализации живых рыночных проектов.
Важно, что молодежь почувствовала вкус инноваций. Мы открыли перед молодыми людьми возможность добиться успеха, создав классный продукт и выгодный бизнес. Сегодня у нас уже около 500-600 ребят, стремящихся реализовать свой потенциал не в качестве наемного работника и не в торговле, а в наукоемком бизнесе. Их число растет, и это, пожалуй, самый главный результат.