18.02.2014 23:51
    Поделиться

    Эксперты обсудили закон об НКО в рамках "круглого стола"

    Нынешний закон об НКО оптимален для России
    В Совете Федерации настаивают на том, что действующий закон об НКО направлен на укрепление российской государственности и редактировать его при необходимости будут российские законодатели.

    Вчера председатель Комитета верхней палаты по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Андрей Клишас собрал "круглый стол", на котором законодатели и эксперты пытались понять, нужно ли менять закон об НКО.

    Сенатор напомнил, что европейское и американское законодательство содержит очень большое количество схожих положений, которые направлены на защиту конституционного строя и безопасности государства. "Когда мы разрабатывали наш закон, то прежде всего учитывали опыт западных коллег", - подчеркнул он. Хотя и не исключил, что законодателям, возможно, придется доработать документ.

    В марте Конституционный суд планирует рассмотреть жалобы российского омбудсмена Владимира Лукина, ряда НКО и группы граждан, сомневающихся в конституционности ряда положений закона. Немало критики он вызывает и со стороны Венецианской комиссии. Впрочем, по словам доктора юридических наук Елены Виноградовой, Россия хотя и прислушивается к ее решениям, но напоминает о том, что их реализация не имеет обязательного характера.

    Смысл закона об НКО заключается в укреплении государственности

    Весьма жестко была настроена член Общественной палаты Вероника Крашенинникова, которая заявила, что одной из причин сложившейся на Украине ситуации является обширная сеть некоммерческих организаций, которая выстраивалась там в последние 25 лет. "Поэтому в наших обстоятельствах законы должны быть гораздо строже", - подчеркнула она, обратившись затем к международному опыту. Так, например, в Канаде деятельность НКО не может заключаться в прямой или косвенной поддержке какой-либо политической партии и оппозиции. А Индия вообще запретила НКО, занимающимся политической деятельностью, получать финансирование.

    Крашенинникова убеждена, что если НКО получает средства из бюджета США, то эти деньги направлены на реализацию национальных интересов Америки внутри России. "Даже если они дают деньги на покупку коров и тракторов для юга нашей страны, все равно это политической проект, - убеждала она собравшихся. - Поэтому и такое финансирование должно прекратиться. Сколько времени мы будем рассчитывать на западные деньги, чтобы покупать коров и тракторы? Уже не 90-е годы, мы взрослое и богатое государство, и должны обеспечивать заботу о наших гражданах самостоятельно".

    Крашенинникову поддержал представитель МИД Константин Долгов, отметивший, что смысл закона об НКО заключается в укреплении государственности. "Ничего такого драматического по сравнению с тем, что есть на международном уровне, в этом документе не содержится", - считает эксперт.

    Тем не менее проблемы могут возникать в процессе применения законов. В связи с этим Андрей Клишас напомнил, что далеко не всегда дефект правоприменения означает дефект самого документа. Поэтому сенаторы сходятся в том, чтобы дать закону "пожить" какое-то время, а затем тщательно проанализировать сложившуюся правоприменительную практику.

    Долгов согласился с Клишасом, сказал, что важна правовая имплементация закона, которая находится под соответствующим контролем. "Если возникнет необходимость, то в этот закон будут вноситься коррективы, но не нашими американскими и европейскими коллегами, не Венецианской комиссией, не Советом Европы и ОБСЕ, а российскими законодателями - в той мере, в которой они сочтут необходимым это сделать", - заявил представитель МИД.

    Вчера же спикер Валентина Матвиенко, ее заместитель Евгений Бушмин, председатель Комитета верхней палаты по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин и его первый заместитель Владимир Петров внесли законодательную инициативу, направленную на расширение прав представительных органов государственной власти регионов и усиление парламентского контроля. Согласно документу, представительные органы регионов наделяются правом рассматривать и вносить предложения по изменению государственных программ субъектов Федерации. По мнению региональных парламентариев, переход на программно-целевой принцип формирования бюджетов обеспечит прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования.

    Поделиться