Иной точки зрения придерживаются в Москве, где считают развитие событий на Украине нелегитимным захватом власти. Цитирую министра иностранных дел Сергея Лаврова: "Россия считает, что президентские выборы на Украине должны состояться в сентябре, после проведения конституционной реформы, а не в мае".
Но "революционная целесообразность" и угрозы со стороны активистов майдана, обложивших Верховную раду, заставляют депутатов спешить. О прежних договоренностях между оппозицией и Януковичем, которые были заверены представителями трех стран Евросоюза, никто не вспоминает, в том числе сами европейские подписанты, которые приветствовали появление в Киеве новой власти.
Прежние разговоры о создании правительства национального согласия канули в прошлое. Возможно, бывшие оппозиционеры в лице Яценюка и Кличко хотели бы сформировать технический кабинет, способный на период до президентских выборов стабилизировать экономическую обстановку в стране. Однако они, как собственно и все народные избранники, стали заложниками хозяйничающих в Киеве "сотен".
Правый сектор и националисты контролируют депутатские голоса. Приведу мнение председателя ранее правящей Партии регионов Александра Ефремова: "Сейчас нам, как оппозиции, приходится работать под дулом автомата. Я не считаю, что это демократия".
Приезжающие на украинское пепелище западные "миссионеры" публично закрывают глаза на нарушения конституционных и демократических норм. Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон в ходе визита в Киев демонстративно встретилась только с лидерами некогда оппозиционных парламентских фракций. Кроме Кличко, Яценюка и Тягнибока на эту беседу не позвали ни представителей Партии регионов, ни депутатов от Компартии. Примерно таким же избирательным и выдержанным по партийной принадлежности выглядит список гражданских активистов, с которыми встретится на этой неделе заместитель госсекретаря США Уильям Бернс.
В правительство, которому предстоит довести страну до президентских выборов, не войдут чиновники, работавшие в органах власти с 2010 года. Напрасно временный премьер Сергей Арбузов призывает Раду назначать глав ведомств не по политическому, а по профессиональному признаку. Сегодня майдан управляет карточками для голосования народных избранников. Своих должностей уже лишились министры внутренних дел, иностранных дел, образования. Снят с должности руководитель Киевского управления милиции.
Один из основных кандидатов на премьерский пост Арсений Яценюк заявил, что в правительство должны войти представители улицы. Ну, что же, про "каждую кухарку, которая должна научиться управлять государством", мы уже в российской истории слышали. Яценюк не уточнил, какие ведомства достанутся активистам майдана. Но утечки уже появились. В частности, в новый кабинет войдет часто выступавшая на майдане певица Руслана. Представителям "улицы" могут достаться посты заместителей министров по противодействию коррупции, а также высокие должности в силовых структурах.
Пока Рада только приступает к обсуждению состава будущего кабинета, на майдане появилась новая структура Коло, которая недвусмысленно дала понять народным избранникам, кого не стоит назначать в правительство. Коло, куда вошли такие знаковые фигуры совершенного переворота, как глава "Правого сектора" Дмитрий Ярош, владыка Стефан от духовной рады, представляющий УНИАТов, или лидер "Громадского сектора" Владимир Вьятович, сформулировала свои критерии отбора будущих чиновников. Тот факт, что мнение Коло в нынешних условиях выглядит куда весомее мнения депутатов Рады, сомнений не вызывает.
Итак, руководители майдана считают, что членами правительства не могут быть участники списка ста богатейших людей Украины, руководители органов исполнительной власти или работники администрации президента, занимавшие свои должности с 2010 года. Кроме того, кандидаты должны быть непричастны к нарушениям прав человека и должна отсутствовать информация об их коррупционной деятельности.
Тем самым майдан вывел из игры одного из кандидатов на премьерский пост Петра Порошенко, который входит в пятерку украинских богачей. Именно Порошенко называли едва ли не главным спонсором майдана. Впрочем, нельзя исключать, что для него, по правилам "революционной целесообразности", будет сделано исключение, и ключевую должность в новом правительстве он все же получит.
Юлия Тимошенко, которую ранее прочили на должность премьера, решила не мараться об эту неблагодарную, в условиях преддефолтного состояния Украины, должность и попросила соратников не предлагать ей стать главой правительства. Тем более что основание для отказа выглядит оправданным - Тимошенко намерена подлечиться в Германии, чтобы затем принять участие в президентских выборах.
О своей готовности побороться за пост руководителя государства объявил губернатор Харьковской области Михаил Добкин. Он передал свои полномочия заместителю, чтобы сосредоточиться на политической работе. Добкин, который был одним из инициаторов создания надпартийного Украинского фронта, рассчитывает объединить избирателей с Востока и Юга Украины, испуганных и возмущенных приходом националистов к власти в столице. Когда Партия "Свобода" во главе с Тягнибоком, набравшая на выборах чуть более 10 процентов голосов, и никем не избранный лидер пробандеровского "Правого сектора" Ярош диктуют по каким законам жить, и на каком языке разговаривать Украине, у сторонников "Украинского фронта" есть реальный шанс легитимным путем остановить нашествие наследников Бандеры.
Тем временем в Киеве майдан на правах победителей прибирает к рукам государственные должности, опасаясь, что Рада назначит на них своих людей. Эта госвакханалия продлится не одну неделю: разоружаться занимающие центр города боевики не намерены и по домам не собираются. В Киевской области неизвестные сожгли дом лидера украинских коммунистов Петра Симоненко. А во Львове несколько десятков бойцов львовского "Беркута" на коленях со сцены просили у разъяренной толпы прощения за то, что подразделение защищало законную власть и разгоняло участников беспорядков.