По традиции, установленной с 1998 года, когда возникла эта премия, объявление имени лауреата происходит заранее, а сама церемония награждения в этом году состоится 24 апреля 2014 в Москве, в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына.
В прежние годы лауреатами премии становились известные писатели, критики, филологи, философы, актеры, режиссеры: Владимир Топоров, Инна Лиснянская, Валентин Распутин, Константин Воробьев (посмертно), Евгений Носов, Леонид Бородин, Александр Панарин, Ольга Седакова, Юрий Кублановский, Владимир Бортко, Евгений Миронов, Игорь Золотусский, Алексей Варламов, Сергей Бочаров, Анатолий Зализняк, Борис Екимов, Виктор Астафьев (посмертно), Валентин Янин, Елена Чуковская, Олег Павлов, Максим Амелин. За более чем пятнадцать лет своего существования премия собрала внушительную "коллекцию" имен, представителей разных поколений и областей литературной культуры - от прозы и поэзии до кино и академической науки.
Ирина Роднянская - один и самых авторитетных критиков и филологов последних десятилетий. На протяжении двадцати лет, с 1988 по 2008 годы, она возглавляла отдел критики журнала "Новый мир", и это был едва ли не самый плодотворный период работы этого отдела, второй критический ренессанс "Нового мира" после 50-60-х годов. Новому этапу "новомировской критики" был присущ напряженный интеллектуализм и даже в некоторой степени "филологизм" в сочетании с острой актуальностью обсуждаемых тем и проблем, в том числе и общественного характера. Блистательные статьи Ирины Роднянской, посвященные таким, казалось бы, разным писателям, как "деревенщик" Борис Екимов и "постмодернист" Виктор Пелевин, были не просто украшением журнала - они задавали тон и уровень всей критике того времени, на этом фоне было просто стыдно писать небрежно и халтурно. В статьях Ирины Роднянской нашла свое продолжение уже почти двухвековая традиция русской критики с ее глубоким, серьезным и ответственным отношением к художественному тексту как прежде всего источнику правды и красоты.
В своей речи на вручении ей Новой Пушкинской премии в 2010 году Ирина Роднянская сказала: "Единственным интересом и задачей того, что я писала, было открывать истинную красоту и, значит, правду в свежих произведениях словесности, выделяя их из среды тех, что блещут ложными красотами и вольно или невольно лгут против истины, эстетической, жизненной и духовной".
И это не риторические слова. Все, кто читал статьи Ирины Роднянской в "Новом мире", а также журналах "Знамя", "Вопросы литературы", "Литературное обозрение", "Север", "Арион", "Посев", "Континент" и других, а на ее статьях воспиталось уже целое поколение писателей и критиков, знают, что это выражение сути литературной деятельности Ирины Роднянской. Для нее было принципиальным не "наказание" или "поощрение" автора, но поиск тех духовных истоков, которыми питается его творчество. А если этих истоков нет, то и автор для этого критика был просто не интересен.
Справка "РГ"
Ирина Бенционовна Роднянская родилась 21 февраля 1935 года в Харькове в семье врача-эндокринолога и преподавательницы вокала. Во время войны оказалась вместе с родителями в г. Сталинске (ныне Новокузнецк Кемеровской области), куда был направлен отец как доктор эвакогоспиталя и где прошли ее первые школьные годы. В 1944 году отца направили в город Черновцы на организацию мединститута; там она завершила среднее образование. В 1956 году закончила Московский библиотечный институт (ныне Институт культуры). В этом же году случился дебют Роднянской как критика - "Литературная газета" опубликовала ее рецензию на повесть С. Залыгина "Свидетели". После окончания института со специальностью "библиотекарь-библиограф" работала в городе Сталинске, затем в Москве - сотрудником-референтом Института научной информации АН СССР. С 1965 года - член Союза писателей. В 1987 году стала сотрудником отдела поэзии журнала "Новый мир", с 1988 по 2008 годы руководила отделом критики этого журнала. Член редколлегии журнала "Новый мир". В настоящее время сотрудничает с редакцией энциклопедического словаря "Русские писатели. 1800-1917" в качестве автора и редактора. Автор книг: Социология контркультуры. М., 1980. (В соавторстве с Ю. Н. Давыдовым); Художник в поисках истины. М., 1989; Литературное семилетие. М., 1995; Движение литературы (в 2-х тт.). М., 2006; Мысли о поэзии в нулевые годы. М., 2010.