27.02.2014 16:10
    Поделиться

    Контрактная система в России работает "вхолостую"

    1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Авторы закона рассчитывали с его помощью сделать госзакупки максимально эффективными. Первые итоги реализации нового ФЗ оставляют у экспертов двойственные впечатления.

    Контрактная система обсуждалась на круглом столе, который состоялся в рамках ХI Красноярского экономического форума 27 февраля. Как отметила принимавшая в нем участие начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Вероника Джужома, "закон работает, но, во многом, вхолостую". По итогам января-февраля, лишь четверть закупок, проведенных по новой системе, прошли без нарушений. Основные ошибки заказчики совершают еще на стадии планирования: например, не размещают информацию на сайте, или выдают бизнесменам недостоверные сведения.

    Одна из причин - ответственные чиновники просто еще не вникли в тонкости нового законодательства. И сколько времени у них уйдет на раскачку не совсем понятно.

    - Кадры не подготовлены на всех уровнях, - констатирует председатель Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. - Это касается и тех, кто размещает заказы, и тех, кто на них претендует. Многие предприниматели вообще понятия не имеют, как проводятся конкурсы. А потом начинают предъявлять претензии в суде.

    Важным нововведением 44-го ФЗ стало усиление общественного контроля над госзакупками. Ведь не секрет, что они давно стали настоящим рассадником коррупции. Раздача подрядов "своим" фирмам, покупка золотых унитазов и дорогих внедорожников - вот основные родимые пятна системы, вызывавшие у населения дикое раздражение. Теперь общественных контролеров ждут для обсуждения той, или иной госзакупки с распростертыми объятьями. А для контрактов, стоимость которых больше миллиарда рублей, публичное обсуждение вовсе обязательно. Однако случаев грамотной, вдумчивой критики сомнительных заказов пока крайне мало.

    - Сутевых замечаний нет, изменения в госконтракт с подачи общественности вносятся только в пяти случаях из ста, единицы экспертов, которые глубоко изучают контракты, таких на всю страну - по пальцам можно пересчитать, - говорит гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. - Простой мониторинг - это одно, а экспертиза - уже совсем другое. Подзаконные акты - это килограммов десять текста. Вас с ними в самолет не пустят. Для государства очевидна выгода от эффективных госзакупок. Это экономия миллиардов рублей. Значит, оно должно готовить и поддерживать общественных контроллеров!

    Поделиться