03.03.2014 14:25
    Поделиться

    Родион Щедрин: В Петербурге спасли мою оперу "Не только любовь"

    В театре "Санкт-Петербург Опера" поставили "Не только любовь". На премьеру лично прибыли Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая, которой композитор в свое время посвятил эту оперу. Звездная пара была единодушна в своей оценке: это лучшая постановка за все 53 года существования произведения.

    О намерении взяться за "Не только любовь" художественный руководитель "Санкт-Петербург Оперы" Юрий Александров заговорил пару лет назад. Но мало кто верил, что из этого получится нечто стоящее. Сценическая судьба этой оперы как-то изначально не заладилась. Она была освистана еще в 1961 году во время премьеры в Большом театре: публика не оценила "колхозные страдания", частушки и любовные интриги на фоне тракторов. Сколько ни ставилась с тех пор "Не только любовь" - всегда без успеха. Тем не менее труппе "Санкт-Петербург Оперы" удалось переломить ситуацию и без преувеличения спасти произведение.

    В петербургской постановке либретто "Не только любви" изрядно сократилось - преимущественно за счет долгих производственных диалогов. Так что на первый план вышла музыка - возможно, впервые за все время существования оперы.

    В антракте к Щедрину, расталкивая толпу поклонников, бросилась негодующая женщина в красном: "Родион Константинович! Как вы могли? Такая отвратительная, пошлая пародия на советскую действительность и такой наглый антисоветизм! Вдохновенное оплевывание! Я сама работала в колхозе, но у нас не было таких примитивных людей. Если бы это было на иностранном языке, и если бы это были не наши герои, то еще можно было бы слушать, да и то по радио! Не могу смотреть на это, ухожу"...

    Композитор слушал внимательно и, как ни странно, с удовольствием.

    - Я в полном восторге от разницы мнений, - смеялся Щедрин. - Вы знаете, мне это напомнило премьеру 61-го года. Тогда дружно негодовал весь зал, и именно такими словами. Публика кричала: "Я лучше со своим партийным билетом на царей пойду в театр смотреть, чем на ваших развратных, пошлых колхозников!". Писатель Константин Симонов, с которым я тогда работал над фильмом, сказал мне после той разгромной премьеры: "Знаете, почему провалился спектакль? Потому что убоялись секса". А вот здесь сегодня не убоялись! И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям. Да, женщины носили сапоги и телогрейки и мылись простым мылом с терпким запахом, но они все были так же прекрасны, и так же прекрасны были их чувства.

    - Музыка в этой опере всегда была замечательная, а либретто плохое. К сожалению, человек, который его написал, не был талантливым, - продолжила Майя Плисецкая. - И поэтому ни одна постановка "Не только любви" не была удачной. Но Александров выжал из этого либретто максимум, убрав все лишнее - и мне нравится. Живо, интересно. Безусловно, это лучшая версия из всех. Родион Константинович не лукавит, когда говорит, что доволен увиденным и услышанным. Если б ему что-то не понравилось, сказал бы прямо и очень жестко, уж поверьте.

    - Мне всегда было немного стыдно этой оперы, - заключил Родион Щедрин. - Что ж такое - она раз за разом проваливается! Наверное, действительно плохая. Вот сегодня вы меня переубедили.

    Прямая речь

    Юрий Александров, художественный руководитель театра "Санкт-Петербург Опера":

    - Тема любви вечна и актуальна всегда, независимо от того, разворачивается ли она в привычных романтических декорациях или в советском колхозе. Мы вместе с художником Вячеславом Окуневым старались уйти от привычной сельской бутафории, сделать так, чтобы помимо унылого колхозного пейзажа показать еще прелесть и красоту простой жизни.

    Над оперой "Не только любовь" мы работали дольше, чем над любой другой. Это была действительно непростая постановка. Но зато вы сами видели, с каким удовольствием играли мои ребята, с каким задором танцевали. Потому что им по-настоящему нравится. Такие чувства не сымитировать. Думаю, всем нам давно не хватало оперы, в которой мы могли бы играть самих себя.

    Поделиться