Депутаты предлагают ввести спецштраф за езду на "лысой" резине
По сути подобная инициатива заменяет другую идею: ввести наказание за езду на шинах не по сезону, зимой на летних, летом с шипами т. п. Подобные проекты не раз вносились и в Госдуму, и в региональные парламенты, однако по разным причинам получали от ворот поворот. Теперь же целая группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, который предлагает зайти с другой стороны.
Раз нельзя заставить водителя следить за сменой времен года, пусть хотя бы отвечает за качество резины. Износилась? Меняй. Или: плати и меняй. Соответствующие поправки предлагается внести в статью 12.5 Кодекса об административных правонарушениях. По мнению авторов идеи, там должен появиться специальный пункт: "управление транспортным средством с нарушением требований эксплуатации шин и колес, - влечет наложение административного штрафа..."
Под эту формулу как раз и попадает "лысая" резина. Вряд ли надо объяснять опытным водителям, чем она плоха. А неопытным стоит знать, что лысая резина не способна отводить воду. На мокрой дороге, как рассказывают специалисты, это может привести к скольжению и аквапланированию.
"Ездить с лысой резиной можно только по сухому асфальту и при скорости менее 20 километров в час, - уверяют автомобильные эксперты. - Изношенная резина - причина огромного числа аварий со смертельным исходом".
Весь вопрос в том, стоит ли наказывать водителя за то, что проморгал момент, когда его шина потеряла связь с асфальтом. Многие эксперты считают, что да, надо. Как сказал "РГ" один из авторов проекта, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Константин Добрынин, "это новая версия нашего с коллегами Вадимом Тюльпановым, Андреем Клишасом и Сергеем Теном законопроекта, направленного на обеспечение дорожной безопасности и снижения аварийности". Ведь человек за рулем отвечает не только за себя и тех, кого везет. Он должен бережно относиться и к окружающим: и автомобилистам, и пешеходам.
Кстати, всего, получается, это третья по счету инициатива данного авторского коллектива, призванная заставить водителей следить за качеством своей автомобильной "обуви". Первый проект был внесен сенатором Вадимом Тюльпановым в начале прошлого года. Он предлагал ввести штрафы до 5 тысяч рублей за летнюю резину зимой. Тот документ был возвращен на доработку и вновь внесен в Госдуму уже прошлой осенью в поправленном варианте. В нем штрафы уже были снижены с 5 до 2 тысяч рублей. Появились и другие поправки.
Поначалу инициатива шла вроде бы хорошо, ее даже включили в примерный план работы Госдумы на будущее лето. Однако в феврале пришел отрицательный отзыв из правительства. И законопроект был отозван его авторами. Среди доводов против был например, такой: необходимость менять шины раз в два года потребует расходов от бюджетных учреждений, где есть автотранспорт. Не то чтобы это было проблемой, в конце концов, ведь бюджетные организации так или иначе производят обмен покрышек весной и осенью. Однако, как указали эксперты, возможные расходы все-таки надо было указать в финансово-экономическом обосновании.
Были к проекту и другие замечания. Как бы то ни было, документ решили отложить навсегда. Кроме этого, в прошлом году в Госдуме рассматривались еще две похожие инициативы. Одна предлагала наказывать штрафом от 1 до 5 тысяч рублей за езду летом на зимней шипованной резине. Третий прописывал в законе понятие "зимней" резины и предлагал штрафовать на 1 тысячу рублей, когда зимой автомобиль обут не по сезону.
Комитет Госдумы по транспорту, рассмотрев инициативы, отклонил обе. Помимо прочего, эксперты комитета отметили, что проекты были подготовлены без учета положений технического регламента Таможенного союза, который вступает в силу с 1 января 2015 года и предусматривает запрет эксплуатации машин, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими соответствующим требованиям в зимний период (декабрь, январь, февраль). Получается, что в ближайшее время водителям так или иначе придется быть обутым по сезону?
В любом случае, полагают авторы проекта, в законодательстве надо устранить некоторые пробелы, открывающие потертой резине путь. По словам Константина Добрынина, документ направлен на точное исполнение технического регламента и делает нормы более четкими, а санкции более жесткими.
- Сейчас, например, КоАП РФ не предусматривает отдельную санкцию за нарушения требований к эксплуатации шин и колес, - сказал "РГ" Константин Добрынин. - Так, частью 1 статьи 12.5 использование расслоившейся или изношенной "лысой" шины приравнено к нарушению, как и за неработающий звуковой сигнал или отсутствие аптечки. Что является очевидной глупостью и пробельностью законодательства, так как последствия таких нарушений несоизмеримы. Наш законопроект напрямую направлен на сохранение чьей-то жизни и здоровья".
Между тем
В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, четко сказано, что эксплуатация транспортного средства запрещается, если шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм. Сегодня при наличии такой неисправности инспектор ГИБДД вправе запретить эксплуатацию транспортного средства и составить административный протокол по статье 12.5 КоАП РФ. Эта статья предусматривает штраф 500 рублей. Помещение на штрафстоянку и изымание водительского удостоверения в данном случае не предусмотрено.