ФМС: 60 процентов иммигрантов в России - нелегалы

Если иммиграция не будет заключена в жесткие законодательные и исполнительные рамки, это пагубно отразится и на экономике, и на межнациональных отношениях, и на криминальной обстановке в России. Эту тему заострил на заседании "Меркурий-клуба" его президент, академик РАН Евгений Примаков.

Из 12 миллионов 400 тысяч иммигрантов, которые сегодня находятся в России, 60 процентов, по данным ФМС, нелегалы. "Давайте говорить прямо - это не контролируемые, в целом, предоставленные самим себе люди", - подчеркнул Примаков. Этот опасный "статус" приводит их в фирмы, которые ищут дешевую рабочую силу, за которую не надо платить налоги. Нелегалы вливаются в преступные группы, построенные на этнической основе. И используются этими группами для контроля, к примеру, над торговыми рынками.

"Создается впечатление, что большинство городских продуктовых рынков в стране уже под пятой иммигрантов. А правоохранительные органы и местные власти согласились с этим", - подчеркнул Евгений Примаков. И предложил свое решение проблемы по интеграции иммигрантов в условия нашей жизни.

Во-первых, по мнению Примакова, необходимо жесткое деление на тех, кто уже получил право на легальную работу, закрепился в стране как законопослушный высококлассный специалист и даже достоин льгот и преференции, и на так называемых нелегалов. Такой четкой "селекции" при осуществлении государственной миграционной политики пока нет, говорит академик. При этом Примаков подверг сомнению идею Федеральной миграционной службы (ФМС) о создании сети центров с шестимесячными курсами для социальной и культурной адаптации иммигрантов.

"Получается, эти центры предназначены не для тех, кто уже получил право на работу и временное проживание, а для тех, кто не имеет ни того, ни другого. Не приведет ли это к тому, что в течение полугода людям официально предоставляется "право" на нелегальную деятельность? - адресовал он вопрос главе ФМС Константину Ромадановскому, который принимал участие в дискуссии.

Во-вторых, Примаков обратил внимание на ответственность работодателей за использование нелегального труда. Она, по его мнению, слишком мягкая. Для нарушителей, принимающих на работу "левых" мигрантов, надо не только в разы увеличивать штрафы, но в случае повторного нарушения полностью лишать права на использование иностранной рабочей силы. Нужно также законодательное решение, по которому работодатели были бы обязаны предоставлять в ФМС копии документов всех принимаемых на работу иммигрантов, сказал Примаков. Слишком велика цена потерь казны от недополученных налогов за работу нелегалов. Как минимум - 117 миллиардов рублей ежегодно, конкретизировал президент "Меркурий-клуба".

В-третьих, в корректировке нуждается и система квотирования, которая сама по себе способствует вымогательству чиновников, провоцирует работодателей. Тезисы Примакова развили другие участники дискуссии. Ссылаясь на международный опыт, эксперты предложили ввести максимально суровые санкции к работодателям, которые используют нелегальную рабочую силу. В Ирландии за это владельцам предприятий грозит уголовный срок - до 10 лет за решеткой. Не считая изъятых лицензий и разрешений на предпринимательскую деятельность, запрет участия в государственных тендерах, финансовых обязательств по возвращению нелегалов на родину, оплаты задним числом всех налогов. В некоторых странах власти даже привлекают нелегалов к сотрудничеству по разоблачению своих хозяев, поощряя их временной защитой.

"Для того, чтобы эти меры задействовать в России нужны более слаженные действия власти, депутатов, бизнеса", - сказала представитель науки Ирина Цапенко (Центр сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭМО РАН). Между тем, глава Федеральной миграционной службы Константин Ромадановский поддержал настрой Евгения Примакова. Говоря о слишком мягких штрафах для иммигрантов-нарушителей (всего 2 тысячи рублей), он подчеркнул, что "нужна неотвратимость наказания". Впрочем, последние меры, принятые в отношении нелегальных мигрантов (депортация на три года нарушивших режим пребывания, дактилоскопия), указывают на дальнейшее ужесточение госполитики.

По словам главы ФМС, меры принесли свои плоды. На 7 марта 2014 года в Россию въехали на 15 процентов меньше иностранных граждан из стран СНГ и на треть меньше - граждан из Узбекистана. По словам Ромадановского, дальнейшее регулирование миграционных потоков предполагает, в том числе, систему патентов для всех иностранных работников у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Стоимость таких патентов будут определять региональные власти. Их также наделят правом вводить запрет на два года на использование иностранной рабочей силы для работодателей, повторно нарушивших закон при приеме на работу нелегалов.

Поспорили участники дискуссии и о том, какие все же должны быть центры по адаптации трудовых мигрантов. Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая вообще выступила за то, чтобы создавать такого рода центры на границах государства. И еще до въезда в Россию унифицировать получение иммигрантами документов, разрешений на работу, медицинское освидетельствование. "Сегодня в России находится до 100 тысяч мигрантов с опасными инфекционными заболеваниями. И это тоже проблема, которую надо решать", - подчеркнула Яровая.