Из 12 миллионов 400 тысяч иммигрантов, которые сегодня находятся в России, 60 процентов, по данным ФМС, нелегалы. "Давайте говорить прямо - это не контролируемые, в целом, предоставленные самим себе люди", - подчеркнул Примаков. Этот опасный "статус" приводит их в фирмы, которые ищут дешевую рабочую силу, за которую не надо платить налоги. Нелегалы вливаются в преступные группы, построенные на этнической основе. И используются этими группами для контроля, к примеру, над торговыми рынками.
"Вызывает возмущение, что в большинстве городов продуктовые рынки находятся под пятой иммигрантов. А правоохранительные органы и местные власти согласились с этим", - подчеркнул Евгений Примаков. И предложил свое решение проблемы по интеграции иммигрантов в условия нашей жизни.
Во-первых, по мнению Примакова, необходимо жесткое деление на тех, кто уже получил право на легальную работу, закрепился в стране как законопослушный высококлассный специалист и даже достоин льгот и преференции, и на так называемых нелегалов. Такой четкой "селекции" при осуществлении государственной миграционной политики пока нет, говорит академик.
При этом Примаков подверг сомнению идею Федеральной миграционной службы (ФМС) о создании сети центров с шестимесячными курсами для социальной и культурной адаптации иммигрантов. "Получается, эти центры предназначены не для тех, кто уже получил право на работу и временное проживание, а для тех, кто не имеет ни того, ни другого. Не приведет ли это к тому, что в течение полугода людям будет официально предоставлять "право" на нелегальную деятельность?" - адресовал он вопрос главе ФМС Константину Ромадановскому, который принимал участие в дискуссии.
Во-вторых, Примаков обратил внимание на ответственность работодателей за использование нелегального труда. Она, по его мнению, слишком мягкая. Для нарушителей, принимающих на работу "левых" мигрантов, надо не только в разы увеличивать штрафы, но в случае повторного нарушения полностью лишать права на использование иностранной рабочей силы. Нужно также законодательное решение, по которому работодатели были бы обязаны предоставлять в ФМС копии документов всех принимаемых на работу иммигрантов, сказал Примаков. Слишком велика цена потерь казны от недополученных налогов за работу нелегалов. Как минимум - 117 миллиардов рублей ежегодно, конкретизировал президент "Меркурий-клуба".
В-третьих, в корректировке нуждается и система квотирования, которая сама по себе способствует вымогательству чиновников, провоцирует работодателей.
Тезисы Примакова развили другие участники дискуссии. Ссылаясь на международный опыт, эксперты предложили ввести максимально суровые санкции к работодателям, которые используют нелегальную рабочую силу. В Ирландии за это владельцам предприятий грозит уголовный срок - до 10 лет за решеткой. Не считая изъятых лицензий и разрешений на предпринимательскую деятельность, запрет участия в государственных тендерах, финансовых обязательств по возвращению нелегалов на родину, оплаты задним числом всех налогов. В некоторых странах власти даже привлекают нелегалов к сотрудничеству по разоблачению своих хозяев, поощряя их временной защитой. "Но для того, чтобы эти меры задействовать в России нужны более слаженные действия власти, депутатов, бизнеса", - сказала представитель науки Ирина Цапенко (Центр сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭМО РАН).
Глава Федеральной миграционной службы Константин Ромадановский тоже поддержал настрой Евгения Примакова. Говоря о слишком мягких штрафах для иммигрантов-нарушителей (всего 2 тысячи рублей), он подчеркнул, что "нужна неотвратимость наказания". Впрочем, последние меры, принятые в отношении нелегальных мигрантов (депортация на три года нарушивших режим пребывания, дактилоскопия), указывают на дальнейшее ужесточение госполитики.
Карательные меры и 27 нормативных актов, принятых по инициативе ФМС только в 2013 году, принесли свои плоды. На 7 марта 2014 года в Россию въехали на 15 процентов меньше иностранных граждан из стран СНГ, чем годом ранее. На треть снизилось число приезжих из Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, на четверть - из Таджикистана и Молдовы. Однако, по словам Ромадановского, дальнейшее регулирование миграционных потоков предполагает не только запреты, но и экономические рычаги. Например, приобретение патентов всеми иностранными работниками, нанимаемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Сейчас такие патенты в несколько тысяч рублей обязаны покупать только мигранты, устраивающиеся к частным лицам нянями, дворниками, сторожами, садовниками, то есть относительно небольшое число мигрантов. И то в казну это принесло 200 миллиардов рублей, подчеркнул Ромадановский.
Расширение системы патентов для иммигрантов даст еще больший финансовый эффект. Размеры взносов будут определять региональные власти. При этом работодателей обяжут информировать налоговую и миграционную службы о наличии патентов у каждого из работников. Региональным властям планируется также передать право, исходя из ситуации на местном рынке труда, устанавливать перечень необходимых специальностей, на которые не распространяются федеральные квоты. Смогут субъекты РФ также и самостоятельно вводить запрет на два года на использование иностранной рабочей силы для работодателей, повторно нарушивших закон при приеме на работу нелегалов. Эти инициативы сейчас, по словам Ромадановского, проходит широкое обсуждение. Но на "Меркурий-клубе" идею о передаче отдельных миграционных полномочий на уровень регионов раскритиковали как "сверхопасную."
Зато с интересов восприняли сообщение аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова. По его мнению, пока государственная миграционная политика не предусматривает регулирования трудовых потоков по гендерному, национальному и религиозному признакам. И зря. В этом сегодня преуспела Австралия. "На какие-то территории ее власти допускают преимущественно иммигрантов-женщин, куда-то преимущественно мужчин или семьи. Где-то с традициями православных поселений проще визу получить православным. Такой здравый подход во многом избавляет от негативных социальных последствий", - уверен Рохмистров.
Поспорили участники дискуссии и о том, какие все же должны быть центры по адаптации трудовых мигрантов. Сегодня в пилотном режиме два таких центра по инициативе ФМС уже созданы в Тамбове и Оренбурге. Но председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая вообще выступила за то, чтобы создавать такого рода центры только на границах государства. И еще до въезда в Россию унифицировать получение иммигрантами разрешений на работу, справок об отсутствии судимости, медицинское освидетельствование. Причем, все - в едином документе с утвержденным форматом.
"Сегодня в России находится до 100 тысяч мигрантов с опасными инфекционными заболеваниями. И это тоже проблема, которую надо решать", - подчеркнула Яровая. Кроме того, в стране на 25 процентов выросло число насильственных преступлений совершаемых мигрантами. " Вместо того чтобы ловить преступников, которые потом попадают в российские тюрьмы, и их еще надо там содержать, лучше таких потенциально опасных иммигрантов не допускать в страну ",- сказала она. Яровая считает, что навести порядок с учетом как легальных, так и нелегальных трудовых мигрантов, установить контроль за работодателями, сформировать потребности регионов в иностранной квалифицированной и неквалифицированной рабочей силе поможет единая электронная база данных, куда будет стекаться разрозненная сейчас информация об иммигрантах. Создать такую мощную федеральную базу можно с помощью частно- государственного партнерства.
Еще одно предложение в этом контексте озвучил глава Торгово-промышленной палаты Краснодарского края Юрий Ткаченко. При территориальной ТПП для цивилизованного найма бизнесом иностранной рабочей силы уже создан центр содействия трудовым мигрантам из стран СНГ. "При участии территориального управления ФМС по Краснодару мы подбираем нужных специалистов, рассматриваем условия контрактов, ведем переговоры с ТПП, министерствами труда стран СНГ о кадровых возможностях и наличии рабочей силы. И только после подписания всех договоров трудовые мигранты выезжают к нам. Дальше наблюдаем за условиями их проживания, соблюдением юридических прав, уплатой налогов. Участвуем при необходимости в разрешении споров с работодателями", - поделился опытом Ткаченко. Идея в том, чтобы ФМС наделила территориальные палаты официальными полномочиями (мандатом) проводить подобную координационную работу, участвовать в переговорах со странами-соседями.
Без таких полномочий на межгосударственном уровне системно работать бесперспективно, уверен Ткаченко. Не исключено, что идея найдет отклик со стороны ФМС. По словам Ромадановского, сейчас ведомство разрабатывает ряд льгот для квалифицированных работников. В частности, готовит соглашения со странами СНГ об организованном привлечении для трудовой деятельности квалифицированных кадров. Кроме того, уже есть проект федерального закона об адаптации и интеграции иммигрантов в России. Беспрецедентные поправки в закон "О гражданстве" также впервые дают широкие возможности получения гражданства носителями русского языка, включая студентов закончивших российские вузы.
Эта гуманитарная нота и опыт Краснодара многим участникам дискуссии пришлись по душе. "Задача миграционной политики - из мигрантов еще воспитывать и будущих друзей России. Не рабов же приглашаем в страну, а партнеров. Поэтому должно быть как можно больше и адаптационных центров, и общежитий для мигрантов, и, может быть, даже "деревень", - призвал директор одного из дальневосточного НИИ Михаил Титаренко.
О морально-нравственной стороне проблемы говорил и Евгений Примаков. "Одна из главнейших задач состоит в том, чтобы люди, проработавшие в России, не только оставаясь в нашей стране, но и уезжая на родину, оставались нашими преданными, искренними друзьями. А что нужно для этого? Внимание работодателя, внимание людей, с которыми они каждый день сталкиваются на работе",- заключил академик. По его словам, все рекомендации, изложенные во время заседания "Меркурий-клуба", будут обобщены и направлены политическому руководству страны.