Ольга Гобзева - не единственная представительница мира искусств, сменившая сцену и экран на монашескую рясу. Кто и когда из актеров посвящал себя духовной жизни - в материале "РГ".
Умница и красавица из простой многодетной семьи из Рязанской области Ольга Гобзева с детства хотела стать актрисой, хотя ее родители, особенно папа, были очень набожными людьми. Выбрав ВГИК, девушка смогла поступить туда только со второй попытки.
Она училась у Бориса Бабочкина (легендарный Чапаев). Сниматься в кино стала рано, с первого курса института. Ее первая картина - "Эй, кто-нибудь!". Партнером Ольги был Владимир Ивашов. Актриса вспоминала, что Михаил Ромм очень хвалил картину и ее работу, чем и вдохновил на дальнейшие " подвиги".
Известные режиссеры - Марлен Хуциев, Лариса Шепитько - стали предлагать ей роли в своих картинах. Но вдруг из жизни - в полном расцвете молодости и таланта - стали уходить ее партнеры по актерскому цеху, многие из которых уже стали настоящими друзьями: не стало Олега Даля , Юрия Богатырева, Василия Шукшина.
" Меня потряс уход из жизни Изольды Извицкой, - рассказывала в 2009 году матушка Ольга в интервью "РГ".- Виновата водка? Нет, это уже следствие, причина в другом, гораздо глубже. В несоответствии человеческой души с реальной жизнью. Это примерно как залетевшая в комнату пчелка бьется в оконное стекло, так и эти люди страдали. Примеров масса: Инна Гулая, Гена Шпаликов. От водки сгорели - это очень по-обывательски, поверхностно.
Взять того же Гену Шпаликова, я его очень любила. Это была колоссальнейшая человеческая трагедия, его было так много. Внутри Гены была огромная глыба, которую он просто не смог реализовать. Он задыхался. Водка - это иллюзорный способ примириться с жизнью.
А вот Андрей Тарковский - он снимал все что хотел, его фильмы, которые он снял в России, - самое настоящее произведение киноискусства. А то, что делал за границей, все было не то. Мне кажется, Тарковский заболел раком только потому, что покинул Родину".
Серьезно задумалась Ольга Гобзева о том, чтобы уйти от мира , после следующего, рассказанного ею "РГ" эпизода:" Я играла главную роль в одном из спектаклей Театра киноактера - такой знойной испанки, мне очень нравилась эта роль, я с большим наслаждением ее играла. Помню, мой сын был тогда подростком и не пропускал ни одного спектакля. Святослав был главным моим критиком. Как-то в антракте, в кулисах, я окликнула сына, а он прошел мимо и не отреагировал. Через минуту режиссер мимо прошел, не сказав не слова. Странно, подумала я. Войдя в гримерку, подошла к зеркалу и ужаснулась: я увидела другого человека, другую женщину. Нос с горбинкой, другое лицо. На меня глядела испанка. А я рязанская... И только пошевелив пальцами, поняла, что перед зеркалом стою я. Помню то состояние ужаса, которое охватило меня тогда. Как в тот вечер доиграла спектакль - не помню. Это был последний спектакль в моей жизни. В тот вечер я с ужасом поняла, что впустила в себя другого человека.
Был еще момент в жизни: вышла из электрички и с сыном переходила железную дорогу, неожиданно выскочил поезд. Меня спасла доля секунды, состав по юбке чиркнул. До сих пор в глазах белое от ужаса лицо машиниста, я только по губам догадалась, что он в ту минуту говорил. Я тогда же задала себе два вопроса - почему и для чего Господь оставил нас живыми?"
Принять постриг Ольга окончательно решила после православной конференции в Воронеже в 1992 году. Там она встретила монахинь из женского монастыря в Иваново. "Мне было интересно, и я поехала, - рассказала матушка Ольга в интервью "РГ". - Первую неделю очень строго говела, все вытерпливала, причем легко. В один из дней я увидела владыку Амвросия - высокий, седой, с сияющим лицом. В то время он был архиепископом Ивановским и Кинешемским. Подошел ко мне и надел на мою одежду подрясник, покрыл черный платок и дал в руки четки. Я просто обмерла, это было для меня как чудо". Впрочем,
матушка Ольга признавалась , что путь в монастырь был нелегким: были и соблазны, и гонения, и неприятие друзей и общества. Но она все вытерпела. А ее сын, увидев в монашеском одеянии, сказал:"Мама, это круто!" Он понял и принял выбор матери.
Матушка Ольга не согласна, когда говорят, что монахи угрюмые и строгие люди." Это стереотип и не более,- подчеркивает она. - На самом деле нет более веселого, остроумного народа. Монах должен радоваться жизни, общению с людьми". Сегодня матушка Ольга бывает на кинофестивалях и мероприятиях, где представляют православную культуру. А еще возглавляет координационный Совет женских благотворительных организаций Русской православной церкви. Она и еще 10 человек помогают пожилым актерам, которые оказались одни. Когда- то они создавали славу советского кинематографа, а сегодня оказались немощны и никому не нужны. "Мне с ними легко, они принимают меня за свою, -говорит матушка Ольга. - Я очень дорожу их доверием. Боюсь его потерять и очень охраняю их покой от назойливой прессы, всегда спрашиваю их согласия, когда журналисты ищут их для интервью".
Не стал продолжать складывающуюся удачно актерскую карьеру и Александр Михайлов. С детства он мечтал быть актером.
С двенадцати лет ходил в театральную студию, где занимался фехтованием, пластикой, делал театральные постановки. После этого легко поступил в театральный институт. Во время учебы начали поступать предложения из кино. На втором курсе Александр уже снялся у Анатолия Эфроса в телевизионном спектакле “Ромео и Джульетта” в роли Ромео. После окончания института была роль Ломоносова в фильме “Михайло Ломоносов”, потом роль помещика Алексея Федяшева в знаменитом фильме Марка Захарова “Формула любви".
"Роль Алексея стала для меня автобиографичной, - признавался впоследствии актер.- В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же.
По окончании института меня взяли в Центральный детский театр. И все шло хорошо, было много ролей. В театре я встретил Лену , свою будущую супругу. Мы сразу поняли, что внутренне близки, начали много общаться, нам почему-то все время хотелось друг другу выговориться, наверное потому, что у каждого за спиной была уже прожитая часть жизни, были душевные раны". Именно Елена привела Александра Михайлова в церковь, познакомила с отцом Николаем Ведерниковым, который ее крестил и помогал ее семье.
Вскоре после свадьбы , супруги окончили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, где Александр получил степень бакалавра религиоведения. Михайловы занимаются авторской духовной песней, выпустили несколько аудиоальбомов с духовными песнопениями.
Выпускница школы-студии МХАТ Любовь Лифенцова с первых же ролей заявила о себе, как о индивидуальности. Многие годы актриса играла во МХАТе (после раздела театра в 1987 на две труппы - во МХАТе им. М.Горького под руководством Т.Дорониной) ведущие роли. Актриса всегда четко улавливала внутреннюю драматургию.
В кино у нее были заметные роли в картинах: "Случай из следственной практики", "Земля, до востребования", "Каникула Кроша", "Нос", "Поворот" и др.
Актриса дважды была замужем. В первый раз за актером театра «Современник» Владимиром Земляникиным. Они поженились, когда Любовь еще училась на актрису, но через 5 лет совместной жизни развелись. Второй муж - знаменитый актер МХАТа им. Горького (где они собственно и познакомились) , которого боготворили все советские женщины, Олег Стриженов. В этом браке, который тоже распался, родился сын - Александр Стриженов, ставший успешным режиссером, актером, сценаристом и продюсером. Долгие годы вместе со своей супругой Екатериной Александр был телеведущим Первого канала.
В 2008 году народная артистка России Любовь приняла постриг и ушла в Алатырский монастырь, в Чувашии , став матерью Иудифью.
Она долго шла к этому решению: по словам окружения актрисы, последние 15 лет она дружила с церковью, но долго не могла осмелиться сделать этот важный шаг - возможно, главный в ее жизни.
"Мама ушла в монастырь для себя, - говорит Александр Стриженов. - Она захотела стать ближе к Богу, она стремилась к этому очень долго. Это ее осознанное решение, и мы все его уважаем"
Семья Стриженовых еще в советское время очень часто посещала церковь. А за неделю до женитьбы Александр и Екатерина тайно обвенчались.
Начинающий перспективный актер Дмитрий Жулин (выпускник Щепкинского училища, курс Юрия Соломина), стал известен после сериала "Александровсий сад", где он исполнил роль сына начальника гаража особого назначения в Кремле.
Но в мае 2009 года стало известно, что 31-летний актер ушел в монастырь и стал послушником сразу после съемок в сериале "Охота на Берию" (в мае 2008 года). Новость о поступке молодого актера оказалась неожиданной для его коллег.
"Мы вообще держали эту информацию в секрете, - рассказал режиссер "Берии" Алексей Пиманов. - Почему он принял такое решение? В чем причина? Не знаю. Для меня самого это стало большой неожиданностью. Но душа - это великое дело.
Я считаю, что это его право принимать такие серьезные решения, и с огромным уважением отношусь к поступку Жулина. Честно говоря, в чем-то я даже рад за него, потому что он замечательный парень. Еще до монастыря Дима был очень ищущим человеком, набожным и, так сказать, настоящим. Таких мало... В свое время я взял его на главную роль в картину именно из-за этого. И хочу отметить, что в "Охоте на Берию" он невероятно хорош. Думаю, это его лучшая роль".
В конце 2008 года Дмитрий звонил режиссеру и говорил, что ему очень хорошо в монастыре.
Известный в 1970-1980-х годах актер театра и кино Леонид Каюров сыграл в популярных в те времена фильмах "Несовершеннолетние" (лидер проката 1977 года) и "Последний шанс".
Он играл трудных подростков, но чувствовалось, что на экране личность, способная на решительный поступок. И такой поступок в жизни Каюров совершил: стал священнослужителем. "Многие люди пришли в церковь через поиск смысла жизни, - рассказывает бывший актер.- Все то, что нам преподавали, чему мы учились… Я начал понимать: за этим что-то еще должно быть. Конечно, большое влияние оказали на меня книги, которые я прочитал, люди, с которыми встретился. Как-то, году в 1981-1982-м, когда я уже работал во МХАТе, Саша Феклистов – известный сейчас артист, а тогда начинающий, дал мне ксерокопированную копию книги Бердяева "Смысл истории". По тем временам с его стороны это тоже была смелость. Кажется, через него я и Солженицына читал "Архипелаг ГУЛАГ", на несколько дней давали. И вот этот "Смысл истории" я просто перелопатил, выписывал вдумчиво отрывки оттуда. Эта книга все мои мысли буквально расколола, перевернула. Потому что там дается религиозное осмысление всемирной истории".
В 1989 году Леонид Каюров поступил в духовную семинарию в Сергиевом Посаде. Пел в Братском хоре в Троице-Сергиевой лавре.
До этого Леонид Каюров крестился. Кстати, его отец- известный актер Юрий Каюров, который исполнял роль Ленина, болезненно относился к решению сына. "Он тяжело это воспринял, - вспоминает Леонид. - Даже когда были разговоры о моем крещении. Он был посвящен в это. На его глазах происходило мое воцерковление. Мы с женой в тот момент жили с родителями. Отец очень болезненно все воспринимал. Он даже моей жене говорил: "Ира, ты должна все сделать, чтобы Леня не крестился" .
Сегодня отец Леонид - протодиакон. Он служит в храме Архистратига Божьего Михаила при Клиниках в Хамовниках.
Поклонники модного актера , режиссера, сценариста, шоумена Ивана Охлобыстина, похоже, уже готовы к любым поворотам его судьбы.
На пике карьеры, после сценариев к таким и съемок в таких культовых лентах, как "ДМБ", "Даун-Хаус", "Мания Жизели", "Кризис среднего возраста", он вдруг пропал. И появился уже в качестве священника, благословленного архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром. Одно время Охлобыстин служит в епархии в Ташкенте, но поскольку его жена не могла вынести ташкентскую жару, семья вернулась в Москву. После этого - в Храме святителя Николая в Заяицком, расположенном на Раушской набережной, а потом в Храме Софии Премудрости Божией - на Софийской набережной- появился новый священник - отец Иоанн. Охлобыстин не снимался в кино в течение шести лет, но как режиссер снял серию публицистических фильмов "Житие святых", делал репортажи из воюющей Сербии, писал сценарии для художественных фильмов. В 2009 году Иван обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой освободить его от служения из-за "внутренних противоречий". Получив разрешение, Охлобыстин обещал, что в течение двух лет вернется в церковь, но прошло уже более четырех лет , но актер сейчас активно снимается в сериалах, а также рекламе различных товаров. Он объясняет это тем, что ему нужно зарабатывать деньги на большую семью: у Охлобыстина два сына и четыре дочери.
В 1993 году неожиданно для всех оставила сцену и ушла в монастырь знаменитая актриса Екатерина Васильева. Она была послушницей в Толгском монастыре в Ярославле. Но на монашеский постриг она так и не решилась. Позже стало известно, что Васильева служит казначеем в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках.
Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин ( до этого актриса была замужем за Сергеем Соловьевым) после развода с которым она ушла в монастырь, вспоминал, что актриса страдала тяжелым алкоголизмом. «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало,- рассказывал Рощин. - Но встретила священника отца Владимира, который помог ей вылечиться от алкоголизма. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».
Кстати, сын Екатерины Васильевой и Михаила Рощина Дмитрий, после окончания ВГИКа стал священником.
Супруги Владимир Заманский и Наталья Климова ушли от мирской жизни в 1998 году.
Владимир Заманский снялся в известных фильмах "На семи ветрах", "Инспектор уголовного розыска", "Солярис". Наибольшую известность ему принесла роль бывшего немецкого полицая в фильме Алексея Германа "Проверка на дорогах". Его жена Наталья Климова известна больше по работам в фильмах для детей. Самой заметкой ее работой стала роль Снежной Королевы в экранизации сказки Андерсона.
В 1998 году супруги уехали из Москвы и поселились в Муроме, где и живут по сей день. Живут скромно, но не бедствуют. У супругов собственный огород, где они выращивают овощи и картошку. В свободное время читают книги и, конечно же, регулярно посещают храм.
Каждое утро Владимира Петровича и Натальи Ивановны начинается со службы в церкви и ею же и заканчивается. Говорят, что так супруги замаливают грех, из-за которого они не могут иметь детей: еще на четвертом курсе театрального училища Климова избавилась от нежелательной беременности, результатом операции стали серьезные осложнения здоровья. Не понимают супруги и современных ценностей. "Россия сейчас находится на изломе, – говорит Владимир Заманский, – но одни идут к Богу, а другие – к сребролюбию, измеряя жизнь количеством денег. В современной Москве мы бы жить не смогли, здесь мы ближе к церкви и природе"
Когда в 1963 году 24-летняя актриса Долорес Харт, незадолго до этого блеснувшая в картине в фильме «Любить тебя», где она целует Элвиса Пресли, решила уйти в монастырь, она шокировала своих друзей, родственников и весь Голливуд. В то время она была помолвлена и собиралась замуж, и по контракту с киностудией «Metro Goldwyn Mayer» зарабатывала 5 000 долларов в неделю.
Но девушка была непреклонна. «У меня было желание уйти в монастырь, чтобы найти Бога», — вспоминает в своей автобиографической книге мать Долорес. Она выбрала монастырь ордена святого Бенедикта в штате Коннектикут, который основали французские монахини в 1947 году.Долгое время она держала свое намерение в тайне. «Многие не понимают разницу между призванием и собственным желанием. Это не всегда совпадает. Я всегда хотела быть актрисой, но меня призвал Бог», — говорит она.
Сегодня - 50 лет спустя - мать Долорес Харт является настоятельницей монастыря. Оглядываясь назад, она понимает, что смогла использовать Божий дар слушать, который когда-то помог ей стать успешной актрисой: «Хороший актер должен прислушиваться к персонажу, которого он должен сыграть. Когда я поступила в монастырь, меня поразили слова святого Бенедикта: «Слушай, моя дочь, мой сын, голос твоего Господина ухом твоего сердца». Религиозная жизнь не предполагает, что твои дары остаются за дверью монастыря. Они входят вместе с тобой, чтобы найти Бога. Своими дарами мы можем служить друг другу».
Справка "РГ"
О том, почему актеры так часто уходят от мирской жизни, "РГ" рассказывала матушка Ольга (Ольга Гобзева). По ее мнению, главная черта хорошего актера - живость, детскость восприятия. "У актера психическая его природа особенно чуткая, обнаженная, а поэтому часто он совсем незащищен от мира, - считает матушка. - Отсюда такое количество трагических судеб". По мнению бывший актрисы, уход от мирской жизни - один из самых действенных способов сохранить свое человеческое достоинство. Но монашество - это тяжелый путь. И способны на него немногие.
Так, по данным Русской православной церкви, только 20 процентов учащихся духовных учебных заведений выбирают себе подобный путь, остальные женятся.