17.03.2014 23:25
    Поделиться

    Александр Безбородов: Факты - хитрая вещь, и трактовать их можно по-разному

    Самыми популярными предметами ЕГЭ стали история и обществознание
    Как изменятся учебники истории? Когда новые книги придут в школу? Почему история стала одним из самых популярных предметов? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает проректор РГГУ по учебной работе, председатель Федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по истории для ЕГЭ Александр Безбородов.

    Скоро в школы придут новые учебники истории. Что поменяется в ЕГЭ по этому предмету?

    Александр Безбородов: В этом году ничего. Другое дело - 2015 год. Вопросы ЕГЭ должны соответствовать тем идеям, которые заложены в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Предстоит большая работа, и не только по терминологии. Будут изменения по существу. Например, иначе теперь трактуется понятие "застой в брежневскую эпоху", что не всегда справедливо для 1960-х - 1970-х годов, а также первой половины 1980-х годов.

     
    Сегодня очень популярны полевые театрализованные представления, которые усиливают интерес к истории. Фото: Сергей Куксин / РГ
     

    Когда Хрущева сменил Брежнев, еще не были до конца преодолены последствия Карибского кризиса. А 1975 год - это уже подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, когда в международных отношениях наметилось потепление. Это же совершенно разные эпохи, и нельзя определять их одним словом "застой".

    То есть эти события будут даны в вопросах отдельно?

    Александр Безбородов: Да. Некоторые вопросы будут детализированы. Сейчас обсуждается необходимость блока тестов, которые проверяют знание фактов и нацелены на запоминание. Так ли уж они нужны? Некоторые эксперты считают подобные задания примитивными и предлагают подумать над тем, как их совместить с другими.

    Хотела бы уточнить: новые учебники школа получит к следующему учебному году?

    Александр Безбородов: Не уверен. Президент дал срок - один год. И забегания вперед в таком сложном вопросе не очень желательны. Другое дело КИМы - контрольно-измерительные материалы. А проще - тесты. Их скорректируют в соответствии с концепцией. Все новшества будут отражены в демоверсии ЕГЭ-2015, мы как раз разрабатываем ее.

    Так что если в школы в этом году придут учебники, не вполне учитывающие концепцию, ЕГЭ их дополнит. И тут очень многое зависит от педагогов. 60 тысяч учителей истории и обществознания пройдут через систему повышения квалификации, для них будут написаны пособия по трудным вопросам истории.

    Когда брошюры будут готовы?

    Александр Безбородов: Надеюсь, к концу 2014 года учебные пособия школы получат.

    Современная история пишется буквально на наших глазах. Отсюда вопрос: как часто должны обновляться учебники истории? К примеру, нынешние события, связанные с Украиной, войдут в учебники в следующем году?

    Александр Безбородов: Одни ученые говорят, что должно пройти не менее 50 лет, прежде чем события станут историей. Другие считают, что это время - 25 лет. Есть те, кто полагает: вот мы с вами сейчас разговариваем, это уже история. Но у кого более адекватное восприятие - у нас сегодня или у тех, кто будет рассматривать эти события через 50 лет?

    Скажите, а какой период истории интересует сегодня молодежь больше всего?

    Александр Безбородов: Война 1812 года, Великая Отечественная война. Сейчас очень популярны полевые театрализованные представления, а все это усиливает интерес к прошлому. Роль государства в историческом, патриотическом воспитании должна быть определяющей. Без этого немыслим никакой единый курс истории, иначе появятся "патриоты" с битами в руках.

    Исторические факты - упрямая, но хитрая вещь. Их можно трактовать по-разному, и без глубокого знания истории ты можешь стать жертвой манипуляторов.

    Так, может, историю надо преподавать не по учебникам, а по первоисточникам?

    Александр Безбородов: В старших классах надо пользоваться и учебниками, и источниками. И самая сложная в ЕГЭ часть ориентирует именно на это. Я бы добавил в школьную программу часы на изучение Конституции Российской Федерации. Ученики сплошь и рядом "плывут", отвечая на вопросы, связанные с этим документом.

    Вообще история - это пространство для самообразования. Надо самому читать, разбираться, уметь понимать верно источники. Но даже в профильном вузе получить глубокие знания по истории нелегко. Не говоря уже о школе, где на историю отводится два урока в неделю.

    Прозвучало предложение: ввести в ЕГЭ по русскому языку устную часть, поскольку россияне разучились грамотно и связно говорить по-русски. Не стоит ли это сделать и в ЕГЭ по истории?

    Александр Безбородов: Согласен. Послушаешь молодежь: "как бы", "на самом деле", "короче"... Сплошь компьютеризмы и англицизмы. Общение с помощью безграмотных СМС. Снижается не только общий уровень культуры - теряются навыки разговора, логических связок.

    Компетентно

    Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ:

    - На создание нового учебника и всего комплекса учебно-методических материалов уйдет минимум полтора-два года. К началу нового учебного года будет разработана примерная программа по истории России, и в каждой школе она будет использоваться как основа для преподавания истории. Одновременно школы получат и методические рекомендации по синхронизации преподавания всеобщей истории, преподавания литературы с преподаванием истории России.

    Мы сейчас проводим экспертизу всех учебников, которые входят в федеральный перечень. Там сейчас 11 линеек по истории России. Пока не будет нового единого учебника, будут использоваться в школе только те линейки, которые полностью соответствуют этой концепции.

    Василий Зверев, профессор кафедры истории российской государственности РАНХиГС при президенте РФ:

    - Допускаю, что при изменении КИМов по истории могут возникнуть технологические сложности. Но необходимость в едином подходе к датам, понятиям, фамилиям, персоналиям возникла давно. Считаю очень правильным линейное преподавание истории в школе, потому что в 9-м классе ученики еще не готовы к пониманию современной истории. А в 11-м уже можно давать этот материал.

    Не исключаю, что в ЕГЭ по истории может появиться устная часть. Но сразу возникает вопрос: как объективно оценить ответ ученика. Что оценивать? Красноречие, аргументацию, причинно-следственные связи? Кто будет проверять устный ответ - регионы или федеральный центр?

    Цифры и факты

    В курсе российской истории хуже всего школьники и студенты знают:

    - послевоенный период (1945 - 1955 годы)

    - совнархозовскую реформу

    - хрущевскую оттепель

    - историю литературы, в том числе - советской

    ЕГЭ по истории сдавали выпускники:

    • 2011 году - 151 859
    • 2012 году - 164 267
    • 2013 год - 164 219
    • 2014 году - около 170 тысяч

    Сколько стоит репетитор к ЕГЭ по истории (за занятие):

    - профессионал, выпускник МГИМО, МГУ, РАГС, МГЮА, РГГУ - 2000 руб.

    - специалист, выпускник пединститутов, гуманитарных факультетов - 1000-1500 руб.

    - студент - 500-1200 руб.

    Поделиться