18.03.2014 15:16
    Поделиться

    Рост крупного бизнеса помог развитию калужских предпринимателей

    Годовая выручка в малом бизнесе Калуги, по данным городских властей, достигла 80 миллиардов рублей. Столь впечатляющий результат, вероятно, достигнут за счет особого пути развития предпринимательства в регионе. Как выяснила "РГ", на этот процесс здесь существенно влияет присутствие иностранных предприятий.

    Меню на четырех языках

    С приходом крупных инвесторов в Калуге появились люди с хорошими зарплатами, готовые тратить деньги, но которых при этом не устраивает кустарный уровень сервиса. С этого тренда, собственно, все здесь и началось. В пример можно привести открывшийся в 2008 году кафе-бар "Крылья", в котором долгое время до половины посетителей были зарубежными специалистами. Сначала здесь обслуживали строителей, а затем - топ-менеджеров крупных заводов.

    - Общественное питание в Калуге отстает, - делится наблюдениями владелец заведения Алексей Аркадьев. - Люди едят дома - это в традициях России. А для иностранцев посещение ресторана - не часть праздника, а нормальный образ жизни. Откровением стало, когда гости начали приходить семьями, с детьми, устраивавшими беготню по залу. Нас это слегка шокировало поначалу, но дало увеличение объема продаж.

    В итоге в 2010 году в ресторане появилось меню на четырех языках, а взыскательность иностранных клиентов заставила совершенствовать качество обслуживания.

    - Эти люди не тратят деньги на то, что им не нравится, - констатировал Алексей.

    Впрочем, сегодня сфера услуг делает ставку уже не на иностранцев. В последние годы в Калугу за карьерным ростом приехало немало "белых воротничков" из других российских регионов, где уже давно собирают автомобили. В результате в регионе возникла большая прослойка людей с высоким заработком. Зачастую это одинокая молодежь, которой, к примеру, проще заказать еду или пойти в кафе, чем трудиться на кухне. К тому же ритм жизни в Калуге сегодня таков, что готовить самим порой просто некогда.

    Появление этого среднего класса стимулирует развитие предпринимательства. Показательный пример - бурный рост цветочного бизнеса, который невозможен в городе с неразвитой экономикой. И таких сервисов стало много - в частности, востребованы декораторы, веб-дизайнеры, IT-специалисты. Предприниматели уверены, что сегодня в Калуге уже вполне уместно американское выражение: "Бизнес делает бизнес".

    Какой повар - такой суп

    Успешные калужские бизнесмены отмечают: сфера услуг стала самым перспективным направлением, в которое можно вкладывать средства.

    - Речь не только о развитии экономики, - рассуждает о последствиях захода в регион крупных инвесторов Кирилл Окунев, работающий в новой сфере бизнеса - кейтеринге. - Мы попали в струю, начав заниматься организацией питания. Сначала кормили строителей, потом сотрудников заводов. В течение семи лет успешно развиваемся в этом бизнесе. Может, новые промышленные предприятия и не платят в казну столько, сколько ожидалось, но вокруг них и благодаря им появилось много сервисных компаний. Мы сегодня говорим о том, чтобы выживать и развиваться здесь, не уводя деньги в оффшоры. И еще у нас реально зарождается средний класс.

    Организация питания, вывоз мусора, транспортные услуги - эти сферы бизнеса заняли предприятия малого и среднего бизнеса, обслуживающие крупные заводы. А недавно в Калуге появилась частная "скорая помощь" - изначально она сотрудничала с одним из автозаводов, теперь заключила договор с региональным минздравом и обслуживает не только работников этого предприятия, но и всех желающих.

    Любопытно, что одно из требований к подрядным и сервисным организациям, с которыми взаимодействуют иностранные инвесторы, в том, чтобы средняя зарплата в фирме была не ниже среднегородской.

    Бизнес "новейшего русского" - это его резюме, стаж, навыки, которым его обучает компания, чтобы он манипулировал дорогим автоматом

    - Они в своих тендерах прописывают много таких моментов, поскольку понимают: это уровень ответственности, компетентности, показатель отношения к сотрудникам, - поясняет Кирилл Окунев. - Иностранцы как никто осознают, что в сервисных организациях все держится на людях: какой повар работает на кухне - таким будет и суп. В итоге идет повышение ответственности во всех структурах, которые касаются крупных инвесторов.

    Сняли пиджаки

    Как оказалось, зарплаты на иностранных предприятиях не намного выше, чем в среднем по городу, но людей привлекает социальный пакет. А еще - возможность карьерного роста. К примеру, человек идет работать на "Фольксваген" мастером, получает опыт. Тем временем рядом построила завод компания "Магна", и его пригласили туда уже на более высокооплачиваемую должность - к примеру, начальником смены. А потом он может стать руководителем производства где-нибудь на "Гестампе". Сегодня специалисты так и кочуют: переходят с одного места на другое, постепенно "вырастая" в должностях и зарплатах.

    - Это новый подход к жизни. В Калуге хорошо оплачиваемых наемных работников становится в разы больше, - делится наблюдениями Кирилл Окунев. - За шесть лет город сильно изменился - даже менталитет людей. Калужане - люди мещанского склада. К тому же мы традиционно ориентированы на Москву. Еще недавно наиболее активные калужане или уезжали в столицу, или мечтали открыть свой бизнес. Десять лет назад здесь, как и везде, в почете были "малиновые пиджаки", коммерсанты-палаточники, "менты в законе". Сейчас отношение меняется. Появилось понимание, что выгоднее получать хорошую зарплату, будучи, например, востребованным инженером.

    Бизнес такого "новейшего русского" - это его резюме, стаж, навыки, которым его обучает компания, чтобы он манипулировал автоматом стоимостью в несколько миллионов долларов и не сломал его. За этого парня компания будет держаться, ему готовы платить за то, чтобы он приходил вовремя, со свежей головой и работал. Многие калужане сегодня ориентируются на карьеру, стараются зарабатывать за счет роста профессиональной компетенции, образованности.

    К примеру, Антонина Иванова (имя изменено по ее просьбе) раньше "держала место" на одном из калужских рынков. Устав быть бизнес-леди мелкого пошиба, устроилась в логистический центр крупной сетевой компании. Сегодня ей поручена закупка всей плодоовощной продукции.

    - Головной боли меньше, а денег больше. Правда, и ответственность выше - раньше-то отвечала только сама за себя, - говорит Антонина.

    Другой пример - бизнес Алексея Резника в сфере IT-технологий, его фирма разрабатывает программные продукты. Он уверяет: сегодня у молодых амбициозных людей, нацеленных на карьеру, есть реальные перспективы. Нынешние выпускники Бауманки (в Калуге есть филиал известного вуза) могут найти работу в родном городе, и чтобы профессионально расти, им не обязательно ехать в столицу. Более того, многие возвращаются из Москвы на родину: жить в Калуге комфортнее, а теперь здесь появилась возможность реализации интересных проектов.