Давление на Россию французские политики, оказывается, успели разделить на этапы. Первым, надо понимать, стала отмена визита в Москву самого Фабиуса и министра обороны Жана-Ива Ле Дриана. Вчера они должны были встретиться с российскими коллегами Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу в формате "два плюс два". Казалось бы, вот она - возможность подискутировать о ситуации на Украине и вместе подумать, что дипломаты и военные двух стран могут сделать для ее нормализации. Однако в Париже решили иначе. Визит в Россию там отменили, а свою угрозу по "Мистралям" Фабиус озвучил в эфире одного их французских телеканалов. При этом чиновник не скрывал: это решение больно ударит по судостроителям Франции.
Начальная цена вопроса - более 1 миллиарда евро. Именно такую сумму, по оценке экспертов, компания - производитель "Мистралей" не досчитается в случае разрыва контракта. Эти деньги она должна получить после его выполнения. Кроме того, французам придется вернуть России все авансовые платежи и, возможно, оплатить неустойку. Ее размер определит Международный третейский суд в Женеве, и заранее ясно, что "штрафной" иск России потянет на сотни миллионов евро. А поскольку аннулирование сделки инициирует Париж, все это финансовое бремя, как и разрешение трудовых споров с тысячью оставшихся не у дел судостроителей, ляжет на французскую казну. Готов ли Париж к такому повороту событий - большой вопрос. Еще в начале марта президент республики Франсуа Олланд говорил, что его страна продолжает реализацию контракта по вертолетоносцам и надеется избежать его разрыва.
А чем обернется сворачивание проекта для России в целом и нашего ВМФ, в частности? Напомним, что корабль, названный "Владивосток", должен прибыть на Тихоокеанский флот в конце нынешнего года. Сейчас с ним проводят ходовые испытания во французском Сен-Назере. Там же делают носовую часть для другого вертолетоносца - "Севастополь", который адмиралы ждут в 2015-м. В середине февраля в бухте Улисс под Владивостоком забили первую сваю в месте будущего базирования кораблей. Остановить в случае чего эту стройку легко. Больших средств в нее минобороны еще не вложило. Правда, в случае расторжения контракта придется менять планы нашим судостроителям, задействованным в изготовлении кормовой части "Севастополя". Но и здесь большой беды не случится: военных заказов у российских корабелов сейчас столько, что переключение с одного проекта на другой, скорее всего, пройдет безболезненно.
С точки зрения боеготовности флота никакого форс-мажора тоже не предвидится. Закупку у Франции "Мистралей" в свое время инициировали министр обороны Сердюков и начальник Генштаба Макаров. Вокруг этой сделки было поломано немало копий. Необходимость таких кораблей для нашего ВМФ ставили под сомнение многие адмиралы. Как выяснил корреспондент "РГ", окончательного понимания, как и где нужно использовать вертолетоносцы, нет и у нового руководства минобороны. Поскольку сделка была уже запущена, Шойгу и его команде пришлось вплотную заниматься этой проблемой. Получим мы от Франции корабли, значит, на флоте им найдут соответствующее место. Не получим, тогда выделенные под "Мистрали" средства можно будет пустить на закупку другого арсенала для ВМФ - новых кораблей, подлодок и судов обеспечения. Причем производить по приемлемым ценам станет уже отечественная оборонка.