Андрей Исаев: Россияне должны получать достойный и легальный заработок

Один из механизмов легализации зарплат - повышение минимального размера оплаты труда. К сожалению, процесс принятия решения по этому вопросу затягивается в связи с тем, что социальные партнеры - правительство, профсоюзы и работодатели - не могут договориться по ряду важных моментов: например, включать или не включать в структуру МРОТ стимулирующие выплаты и выплаты, связанные с особыми условиями работы, что должно входить в прожиточный минимум, на который ориентируется минимальный размер оплаты труда, и так далее.

Поскольку задача, провозглашенная еще 12 лет назад, о том, чтобы МРОТ был не ниже прожиточного минимума, в полной мере пока не реализуется, возникает множество инициатив. Так, коллеги из ЛДПР внесли законопроект, предлагающий установить минимальную почасовую заработную плату. Этот проект нуждается в серьезном рассмотрении с учетом мнений всех сторон.

Во многих странах мира минимальная зарплата, определяемая государством, устанавливается именно из расчета на один час. Ярчайший пример - Соединенные Штаты Америки. Но угроза, которую таит в себе введение такого минимума в России, состоит в том, что, к сожалению, многие наши работодатели привыкли к так называемым теневым способам работы экономики, то есть в случае установления минимальной почасовой заработной платы они могут просто перевести часть работников на неполный рабочий день и платить им зарплату именно за этот период времени, фактически требуя работы в течение полного рабочего дня под предлогом невыполнения поставленных задач.

Наверное, было бы целесообразно рассмотреть комбинированный вариант, который установил бы, что работающий человек не должен получать меньше минимального размера оплаты труда в месяц и меньше минимальной почасовой зарплаты в час. Причем эта минимальная почасовая зарплата не должна зависеть от воли правительства. Она может определяться по следующей схеме: прожиточный минимум трудоспособного человека за четвертый квартал года, предшествующего установлению нового минимума, деленный на 168 (именно таково среднее количество рабочих часов в течение месяца).

Отдельным вопросом стала бы тема не полностью занятых работников. В некоторых случаях неполная занятость вполне оправдана. Например, в каких-то организациях не требуются уборщицы на 8 часов в день. Достаточно уборки с утра. Но в других случаях работников могут переводить на неполный рабочий день, чтобы обойти установленные законом ограничения, о чем было сказано выше. Поэтому с введением минимальной почасовой заработной платы одновременно нужно принять в Трудовой кодекс нормы, которые защищали бы не полностью занятых работников. Такие граждане должны получить право работы по совместительству, постановки на учет как ищущие работу в службе занятости.

Наконец, нужно жестко оговорить, что их работа за рамками установленного для них количества часов должна оплачиваться как сверхурочная, то есть в 1,5 раза больше обычной в течение первых двух часов и в 2 раза больше в течение последующих. Это явилось бы серьезным стимулом для того, чтобы воспрепятствовать работодателю злоупотреблять такой формой регулирования оплаты труда, как минимальная почасовая зарплата.

Все эти меры уже серьезно обсуждались и на Экспертном совете Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, и на парламентских слушаниях. В весеннюю сессию мы рассчитываем внести в Государственную Думу соответствующий законопроект.

Это сложный путь, но его необходимо пройти, чтобы люди в нашей стране получали достойный и легальный заработок.